Надежда Шильман: Слово «диаспора» астраханским казахам не подходит

10 Ноября 2016
569
Надежда Шильман: Слово «диаспора» астраханским казахам не подходит
Надежда Шильман

Портал «Каспийские новости» продолжает публикацию работ победителей и лауреатов Международного журналистского конкурса «Каспийская мечта-2016». Его итоги были подведены 23 сентября в Астрахани.

Дипломом победителя в номинации «Каспий – море идей» (печатные и интернет-издания) награждена заведующая отделом общественно-политической жизни газеты «Прикаспийская коммуна» (г. Атырау, Казахстан) Надежда Шильман, за статью - «Держим связь с казахами везде».

В материале (интервью с председателем Атырауского филиала Всемирной ассоциации казахов Утепбергеном Алимгереевым) рассказывается о казахах, живущих за пределами Казахстана, о том, почему некоторые соотечественники выбирают жизнь вне родины. И, конечно же, о самой крупной диаспоре казахов в России - астраханской.

«Слово «диаспора» к некоторым нашим соотечественникам за рубежом не подходит, - пишет Надежда Шильман. – Например, живут в Астраханской области казахи уже по 200-300 лет. Они говорят: «Знаем, что Казахстан – наша историческая родина, но мы давным-давно здесь живём и уже считаем своей родиной Астрахань».

Утепберген Алимгереев: «Держим связь с казахами везде»

Двадцать четыре года назад в Алматы был проведен Первый Всемирный курултай казахов. Ровно столько же существует Всемирная ассоциация казахов. Если в 1992-м казахов в разных странах мира насчитывалось более 1,5 миллиона, то теперь, если верить статданным - 17 миллионов! О том, как живут казахи за рубежом, «Прикаспийка» нередко сообщает читателям на примерах разных семей.

Сегодня же, в канун празднования Наурыз мейрамы, мы решили поговорить с председателем Атырауского филиала Всемирной ассоциации казахов Утепбергеном Алимгереевым, который поделился своим экспертным мнением о казахах за рубежом, и о том, почему некоторые соотечественники выбирают жизнь не в Казахстане.

- Утепберген Алимгереевич, как вы помните, осенью 1992-го на заре Независимости Казахстана в Алматы прошел Первый Всемирный курултай казахов. Сама идея проведения такого конгресса возникла еще во время посещения Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым Турции. Как вы думаете, почему именно после посещения Турции Президент решил создать Всемирную ассоциацию казахов и провести курултай казахов?

- Этот вопрос на самом деле начали поднимать еще раньше члены Союза писателей Казахстана, на собраниях общественности, - мол, вот бы собрать казахов, которые когда-то перекочевали, в основном, не по своей воле, в другие страны мира, на форум или что-то вроде этого? Тогда работало общество «Қазақ тілі», а также было такое общество, как «Отан», позже переименовавшееся в «Казахстан». Вот эти два общества и писатели всегда держали связь с казахами, проживающими во всем мире.

И вот когда Президент посетил Турцию летом 1992-го, и в Стамбуле встретился с аксакалами, нашими казахами, проживающими там, он узнал, что в Турции живут 20 тысяч казахов. Елбасы, видимо, впечатлился, и написал первому секретарю Союза писателей Найманбаеву: «Как думаешь, если собрать наших соотечественников, проживающих за рубежом, и провести встречу в Алматы?». Потом уже в Алматы был поднят вопрос об организации курултая. Вышло Постановление Кабинета Министров «О подготовке и проведении Всемирного конгресса казахов», где было сказано: провести курултай с 28 сентября по 3 октября 1992 года в Алматы. Всё легло на «плечи» Союза писателей Казахстана, обществ «Қазақ тілі» и «Казахстан». Было сказано, что в 44 странах мира проживают 1,5 миллиона казахов! Это - данные на 1992 год. Причем брались во внимание общества казахстанцев, которые насчитывают не менее 100 тысяч людей.

Первый курултай: где 300, там и 1200!

Приглашения на первый курултай казахов были разосланы на 300 человек. Но казахи - такие казахи: приехали 1200 делегатов! В гостиницах мест не было, многих делегатов прикрепляли к принимающим организациям, и они жили в домах. Вот такие высокие гости. Но, что интересно, в основном приезжие казахи жили не в самом Алматы: они были поселены в Алматинской, Жезказганской, Южно-Казахстанской, Карагандинской областях. И непременным условием было встречаться с людьми. В программу курултая входило торжественное собрание, на котором выступил Елбасы, и на котором он провозгласил о создании Всемирной Ассоциации казахов, также конференция, культурные мероприятия.

С того самого момента и берет отсчет своей истории Ассоциация. Сегодня ее филиалы открыты в 36 странах, таких как Китай, Монголия, Турция, Иран, Афганистан, США, Канада, Австрия, Узбекистан, Франция, Голландия, Россия, Германия, Великобритания, Швеция, есть во всех бывших союзных республиках, конечно.

Между тем в некоторых регионах мира каждый год проводятся малые курултаи. Так, в России создан Казахский центр. В Самаре ежегодно собираются, соответственно, самарские, астраханские, волгоградские, саратовские, оренбургские, омские, тюменские казахи и проводят малый курултай. В основном речь на таких курултаях идет о том, как тамошние казахи живут; также казахи проводят спортивные и культурные мероприятия. В будущем планируется такой Казахский центр открыть в Астрахани.

Возвращаясь к всемирному курултаю. На последнем курултае, в котором я принимал участие, и который состоялся в Астане, было 400 делегатов из 32 стран мира. Поднимался вопрос о том, как казахи, живущие за пределами страны, смогут приехать на историческую родину - оралманы, где их дети будут учиться, где будут жить, зарабатывать. Будут ли какие-то льготы.

Вообще, надо заметить, что раньше оралманам, прибывшим в Казахстан на ПМЖ, было как-то труднее устроиться, приобрести квартиру, а чтобы получить гражданство, надо было отвечать на вопросы совершенно разного характера, в том числе - судимый или нет. Теперь таких неудобных вопросов не будет.

Почему оралманов прибывает меньше?

Между тем, замечу, что прибытие в Казахстан оралманов значительно сократилось. Объясню почему: раньше, на заре Независимости, много было оралманов, желающих приехать в Казахстан: это старики, которые когда-то в 30-х, 40-х годах оказались вне страны, которых депортировали. Они родились именно в Казахстане - в основном на Алтае и вынуждены были в то неспокойное время переехать в Индию, Афганистан, Пакистан, потом в Турцию, а в 1960-х годах в страны Европы. В девяностых, узнав, что их ждут на исторической родине, где они родились, захотели поехать к нам.

Сейчас уже 2016 год. Аксакалов почти уже нет в живых. Их дети родились в Турции, Китае, Монголии, и они считают своей родиной эти вот страны. И желания приехать жить в Казахстан у них нет. И потом, чего греха таить, у нас очень много волокиты, документации. И когда в начале 1990-х многие переехали в Казахстан, а из-за волокиты чиновников с документами некоторым квартиру не дали. Надо отметить, был языковой барьер - оралманы русского языка не знали, а некоторым дали «добро» на переселение именно в русскоязычный Северный Казахстан. Где им хотелось работать, они не могли устроиться, в общем, было немало преград. И некоторые даже подумывали - а не перекочевать ли обратно? Не была продумана, получается, программа переселения оралманов. И некоторые до сих пор опасаются переезжать.

Однако с некоторых пор в связи с изменениями в законодательстве переезжать и жить оралманам здесь будет легче.

- А какие-то сложности испытывают казахи, живущие за рубежом?

- В основном это языковой вопрос. К примеру, раньше в Астрахани в 53 школах преподавался казахский язык - факультативно или в виде кружка. В этом же году казахский подобным образом изучается лишь в 28 школах. В феврале астраханские специалисты проводили мониторинг изучения казахского языка в школах. Так вот, лучше всего «ана тiлi» изучают в средней школе имени Абая с. Байбек Красноярского района Астраханской области, в школе имени Мухтара Ауэзова, что в Камызякском районе, а также в школе имени Мажилиса Утежанова, что в Володарском районе.

Между тем в Астрахани вот уже 24 года как выходит газета на казахском языке «Ақ арна». Трудновато издавать - в плане того, что сейчас немало людей читают газеты в Интернете, но газета выходит.

Или вот в Англии супруга председателя общества казахов Роза, к слову, наша землячка, родом из Кызылкоги, часто жалуется, что стало трудно сохранять казахский язык: старики его знают, а дети, например, ходят в английскую школу, общаются с англичанами. Но все же наши в Лондоне стараются организовывать тематические встречи.

Соотечественники-сказочники

- Насколько нам известно, институт литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова проводил работу по подготовке сборника устной народной литературы, включающего сто томов. Что туда вошло? Есть ли там произведения фольклора, собранные в среде казахов, проживающих за рубежом?

- Да, в прошлом году была издана 100-томная фольклорная книга «Бабалар сөзі». Туда вошли произведения наших соотечественников из Монголии, Китая, Турции, России - Саратова, Челябинска. Всё буквально по крупицам собирал институт имени М. Ауэзова. Сто томов - представляете, какая огромная работа? Там есть и загадки, и терме, и пословицы, и сказки. Кстати, книга имеется в библиотеке АГУ имени Х. Досмухамедова - желающие могут почитать.

- К слову, существует мнение, что труды некоторых наших государственных деятелей популярны среди соотечественников в зарубежных странах...

- Да. Особенно хорошо расходятся книги Президента. Например, пользуется спросом «Путь Лидера» и проч.

И все же больше всего ищут книги наших писателей и поэтов. Так, в Германии, Турции, Монголии, Китае часто переиздают на своем языке Абая, Абиша Кекильбаева, Абдижамила Нурпеисова, Оралхана Букеева, Толена Абдикова. Переиздают и сборники Фаризы Онгарсыновой - но ее переводить очень трудно. Россия часто ее выпускает, очень хорошо переводит Фролова.

А вообще, культурные связи у Казахстана со странами мира неплохо развиты. Например, Академический оркестр имени Дины Нурпеисовой в прошлом году был в Албании, Франции, Германии, в России, конечно. В прошлом году наш оркестр народных инструментов в Индии выступал, а еще фольклорный ансамбль «Мурагер» нашей областной филармонии. Причем их концерты проходят всегда на «ура».

Мы казахи и вы казахи

- Первый заместитель председателя РОО «Всемирная ассоциация казахов» Т. Мамашев в одном из интервью сказал: «Для Казахстана стратегически важно сохранить достаточное присутствие казахской диаспоры за рубежом, поддерживать, расширять, углублять социальные, культурные связи со своей диаспорой». Что бы вы здесь добавили?

- Вы знаете, дело в том, что слово «диаспора» к некоторым нашим соотечественникам за рубежом не подходит. Например, живут в Астрахани казахи. В Саратове, в Оренбурге. Но это же все уже не диаспоры. Они в этих городах уже по 200, 300 лет живут. И когда говорят про нас - вот, мол, казахстанские приехали, то мы обижаемся - как это мы казахстанские казахи? Мы казахи и вы казахи! Астраханцы, к примеру, говорят - знаем, что Казахстан - это наша историческая родина, но мы давным-давно здесь живем и считаем родиной своей Астрахань. Также говорят и саратовские казахи, и оренбургские. И их можно понять - они же давно на той земле живут. Помню, губернатор Астраханской области Гужвин сказал: «Если люди определенного этноса годами и веками живут - как можно их называть «диаспора»?

Вот, например, в Англии или в Германии с 1960 года казахстанцы проживают - это считается диаспорой.

И все же, даже несмотря на то, что некоторые уже коренные астраханские казахи или турецкие казахи - диаспора должна быть, должна работать, существовать, ее нужно развивать, чтобы не забыть культуру, язык, традиции.

Недавно мне пожаловалась лондонская казашка Роза, та самая наша землячка - мол, традиции все забываются. Они же там более полувека и уже по традициям местного народа живут. Да, хорошо, есть бабушка, прабабушка, которая когда-то что-то рассказывала. Но они уходят. А традиции должны оставаться. Этим и диаспора, и наша Ассоциация и занимается. К примеру, тот же 100-томник казахского фольклора, растиражированный многими странами – в нем ведь те же самые традиции! Только в сказаниях.

Мы нередко общаемся и с кульсаринкой Онайшой Машириковой, членом венгерского отделения нашей Ассоциации, проживающей в Будапеште.

Я непосредственно с астраханцами работаю, в селах бываю. И с тамошними казахами возрождаем традиции, открываем новые исторические памятники, музеи. Например, над созданием мавзолея Букей хана работал - до самого последнего момента, как его открыли. Написал о нем книгу. А в селе Ахтуба, что в Карабалинском районе, мы заново подняли могилу великого композитора Тентека.

Я тесно связан с казахским обществом «Жолдастык» в Астрахани - нам интересно, как астраханские казахи живут, как они себя чувствуют в общественно-политической жизни. На сегодня с этим обстоит все хорошо.

В этом году астраханские казахи приурочили к 170-летию Жамбыла Жабаева литературные чтения. Участвовали также казахи из Саратова, Волгограда, Самары и Республики Калмыкия. Летом этого года будут организованы в Астрахани Абаевские чтения.

Словом, и традиции не забываем, и великих казахских акынов тоже.

Между прочим, следующий курултай ожидается в следующем году. Казахи со всего мира съедутся в Астану, чтобы поговорить об «ЭКСПО». Удивлены теме? А, по-моему, все ясно: поговорим и о выставке, и о возрождении традиций, языка. Одно другому не мешает.

Надежда ШИЛЬМАН