О Туркменистане, о любви

19 Апреля 2017
1018
О Туркменистане, о любви
© albatros-international.com

Caspart продолжает публикацию материалов из цикла, посвященного сказаниям о любви, прямиком из каспийских стран. Сегодня мы поговорим о Туркменистане, об общей идентичности преданий стран Востока и о том, чем туркменские легенды от соседствующих отличаются.

Все дальше продвигаясь вглубь сказаний и легенд стран Каспия, очевидно ловишь себя на мысли: все истории перекликаются, заимствуются, и зачастую тяжело понять, где та или иная сказка или притча берут начало, в какой народности оседают более прочно и за кем из них закреплено ее авторство. Но это не самое главное.

Да, легенды, несомненно, идентичны. Если любовь – то трагическая, если геройство, то – до самого конца. Но об идентичности в столь глобальном смысле вести разговор, конечно, нет смысла, ведь непреложные столпы фольклора из любого уголка мира будут выглядеть именно так. Здесь вот что: к примеру, практически все легенды о знаменитых постройках, памятниках архитектуры тех времен имеют сходные фабулы. Но! Следует понимать, что это ни в коем разе не делает их безликими и шаблонными. Напротив, такая общая форма дает возможность в большей полноте разглядеть и прочувствовать разницу в содержании или же уловить, что разницы, в общем-то, и нет. Посему идентичность – вопрос спорный, как для стороннего читателя, так и для коренного жителя, «носителя» легенд.

Гораздо интереснее прослеживать отличия не в содержании, но в общем характере изложения. Интересный факт: в туркменских легендах во множестве историй на передний план выходит женщина. Да, в большинстве своем главные роли ей достаются в историях исключительно романтических, но все же и такая, казалось бы, небольшая разница довольно ощутима. Женщина здесь – смелая и хитрая, непостижимая красавица, способная постоять за себя.

Небесная пери

02 © owensark.com

Мавзолей Султана Санджара – монументальное сооружение, один из выдающихся образцов архитектурного искусства. В средние века его называли не иначе как «величайшее строение в мире».

Красивейшая легенда, посвященная истории создания мавзолея, гласит: прекрасная небесная пери согласилась отдать Султану руку и сердце при условии, что правитель не станет смотреть, когда та будет расчесывать свои волосы; не будет оглядываться ей вслед; и, как последнее условие, Султан не сможет обнимать красавицу за талию. Сочтя пожелания странными, правитель не выдержал и подсмотрел, как пери расчесывает свои волосы. Он увидел жуткую картину: пери сняла с плеч свою голову, спокойно положила её к себе на колени и, как ни в чем не бывало, стала расчесывать свои роскошные кудри. Несколько дней Султан ходил сам не свой, но не удержался и спросил у жены о ее тайне. Женщина страшно рассердилась, потребовала больше не нарушать данного обещания, иначе им с правителем придется расстаться навеки.

Шло время, но Султан не мог побороть любопытства: нарушив обещание единожды, вряд ли сохранишь его впредь. Правитель не смог сдержаться и посмотрел вослед удаляющейся возлюбленной. Как оказалось, небесная пери не ходила по земле, а плавно плыла по воздуху. Пуще прежнего разгневалась пери, когда узнала об этом, и сдержала свое обещание – вознеслась на небеса. Грустью наполнилось сердце повелителя. Увидев это, пери сжалилась и вернулась к нему, но умоляла и кляла не нарушать хотя бы третьего условия.

Говорят, от судьбы не уйдешь. Обнял султан прекрасную пери за талию, и не мог сдержать удивления: нежный стан казался бесплотным. Не смогла пери ответить на мольбы Султана, разозлившись, она покинула его навсегда, сказав на прощание лишь одно: « Коль совсем невмоготу тебе будет от грусти-тоски, вели возвести небывалое доселе строение. А на самом верху его пусть оставят небольшое отверстие. Если будешь вести праведную жизнь, в пятницу каждой недели будет являться тебе мой образ».

Безутешный в своем горе Султан так и поступил.

Умная гелин

03 © rulibs.com

У одного бая была дочь, настоящая красавица. Она полюбила простого батрака, и тот полюбил ее в ответ. Молодой человек знал, что отец девушки никогда не согласится отдать за него свое чадо. Тогда они договорились бежать. Взяли денег, лучших коней из табуна и, едва наступила ночь, ускакали. Поселились они в большом городе и жили очень счастливо.

К несчастью, беда не заставила себя ждать. Один из приближённых падишаха оскорбил бывшего батрака, и тот, защищая свою честь, поколотил его. Явились стражники и отвели его в темницу. Целый день горько плакала жена о своём любимом, а потом поклялась не только вызволить его, но и отомстить тем, по чьей воле он попал в тюрьму.

Она заплела косы, надела свой самый лучший наряд и отправилась на встречу к кази, визирю и падишаху. Каждому из них она сказала, что мужа посадили в тюрьму, и единственная возможность освободить его – предъявить бумагу от высоко почтенного лица. Они договорились, что вечером Гульджехре будет ждать их в своем доме – каждого втайне от другого.

После встреч с кази, визирем и падишахом гелин отправилась на базар, нашла знаменитого плотника и заказала ему четыре больших сундука, попросив доставить их к ней домой. Расплатиться она обещалась вечером.

Гульджехре расставила сундуки. В дверь постучали – пришел кази. Хозяйка захлопотала вокруг него, кази попросил бумаги и чернил. Написал: «Освободить мужа этой гелин» и тут же захотел получить плату.

– Не торопитесь, кази-ага! – ответила молодая женщина и легонько оттолкнула его руку. – Сначала угощение, чай, чурек.

Судья согласился неохотно. Наливая в пиалу чай, он глаз не сводил с красивой гелин. В дверь постучали.

– Кто это?

– Не волнуйтесь, ага, – сказала хозяйка. – У меня есть слабоумный брат, это, наверно, он. Дам ему поесть чего-нибудь и выпровожу.

– Не нужно, чтобы он видел меня, – забеспокоился кази.

– Как же быть? – задумалась гелин. – Полезайте-ка вот в этот сундук.

Судья забрался в сундук, а гелин закрыла его на замок, и побежала отворять дверь. На пороге стоял визирь. Так история повторилась еще дважды – с визирем и падишахом. Последним в дверь стучал плотник.

– Нет, уважаемый, – ответила сердито хозяйка, – денег я тебе не дам. Я предупреждала тебя, чтобы сундук был вместительный. А что же оказывается? В него даже человек не умещается.

– Как это так? – не поверил мастер и влез в четвертый сундук. Гульджехре быстро захлопнула крышку и повернула ключ в замке.

С помощью подписанных бумаг гелин вернула мужа. Придя домой, супруги составили сундуки друг на дружку, уложили свои вещи и уехали в соседнюю страну, где жили счастливо и без бед.

Тахир и Зухра

04 © skazka.mifolog.ru

Конечно, среди национальных легенд и преданий нашлась и классическая любовная трагедия двух молодых людей, прошедшая годы, чтобы стать историей сродни туркменским «Ромео и Джульетте».

Восточный шах и его визирь не имели детей, что их очень огорчало. Однажды они посетили сад, в котором увидели старца, и рассказали ему о своих проблемах. Старец дал каждому по яблоку и сказал, чтоб их съели жёны. Мальчика он велел назвать Тахиром, а девочку – Зухрой, и предсказал, что быть им суженными.

Шах и визирь так и сделали, а позже их жёны забеременели. Когда родился ребёнок шаха, ему сообщили, что это девочка. Мечтавший о сыне шах приказал убить ребёнка. В тот же день у визиря родился сын. Визирь поскакал к своему дому, но разбился насмерть, упав с коня. Тахир остался с одной матерью и без средств к существованию.

Прошло много времени, и однажды шах увидел жену бывшего визиря с мальчиком. Понял тогда шах, что совершил ужасную ошибку, приказав убить дочь. Но новый визирь знал тайну — дочь шаха не убили. Шах был несказанно тому рад, и принял дочь в свою семью и свой дворец.

Тахир знал, что Зухра его суженная. Но мать говорила ему, что Зухра ему не пара – она богата, он беден, и им не суждено быть вместе. Тахир все же сумел найти общий язык с Зухрой, что привело шаха в настоящую ярость. Он приказал изготовить сундук, в который посадят Тахира и сбросят в реку. Зухра заплатила мастерам, чтоб сундук сделали герметичным, и Тахир не утонул. Тахира в сундуке сбросили в реку. Долго он плыл, пока его не выловили две дочери шаха другого государства. Старшей достался сундук, а младшей – Тахир, за которого шах и выдал свою дочь. Но Тахир всё время думает о Зухре, своей настоящей возлюбленной, и ни слова не молвит своей молодой супруге.

Зухра в то же время против своей воли становится женой местного богача. Однажды ей снится сон, что она гуляет с Тахиром. Она понимает, что ее возлюбленный жив. Множество слуг были направлены на поиски, и один из них смог разыскать Тахира. Тот признался своей жене, что любит Зухру, и отправился в путь.

Наконец Тахир и Зухра встретились и обрели друг друга, но муж ее, узнав об этом, рассвирепел: Тахира схватили и казнили. Зухра хитростью пробралась на могилу Тахира и лишила себя жизни, в надежде воссоединиться с любимым.

Да, трагедия – незаменимая участница этноса любого народа. И почти всегда трагедия следует рука об руку со страстями сердца. Многие задумываются над смыслом такого тотального союза. Ведь литература, особенно фольклорная, без морали и нравоучений внутри быть не может. Чему же нас учит вечная трагедия разделенных возлюбленных, Ромео и Джульетты, Хосрова и Ширин, Лейли и Маджнуна, Тахира и Зухры? И, кажется, я поняла: после прочтения трагедии очень быстро наступает отрезвляющий эффект. Жизнь побеждает.

Маргарита Агаджанян