Рауф Насиров: Чтобы открыть круизы по Каспию, нужно упростить визовый режим в прикаспийских странах и построить судно

13 Октября 2016
532
Рауф Насиров: Чтобы открыть круизы по Каспию, нужно упростить визовый режим в прикаспийских странах и построить судно
Рауф Насиров

«Каспийские новости» продолжают публиковать работы победителей и лауреатов Международного журналистского конкурса «Каспийская мечта-2016», итоги которого были подведены 23 сентября в Астрахани.

Сегодня мы представляем статью «Открытый круиз по водам Каспия» журналиста газеты «Бакинский рабочий» (Азербайджан) Рауфа Насирова Ядулла оглу, которая стала победителем среди «Печатных и интернет-изданий» в новой конкурсной номинации 2016 года «Каспийский круиз». Уже более 20-ти лет жизнь Рауфа Насирова посвящена журналистике. Он автор более 3,5 тысяч публикаций. Творческий путь журналиста Рауфа Насирова был связан с   газетами «Ежедневные новости», «Неделя», «ЭХО», «Азербайджанские известия».

В своей конкурсной работе «Открытый круиз по водам Каспия» азербайджанский журналист обращается к теме, которая давно обсуждается на разных уровнях в странах Прикаспия  - круизные  маршруты по Каспию. По мнению автора, такой туристический проект будет популярен и востребован. Статья   «Открытый круиз по водам Каспия»     - своеобразный туристический путеводитель, который дает возможность читателям понять, каким прекрасным может быть путешествие по всем странам, которые расположены на берегу Каспийского моря.

Открытый круиз по водам Каспия

«Живописная одиссея», «Этнический эскиз Средиземноморья», «Лазурные волны Богам», «Волшебные Карибские сказки»…

Как только не называются круизы, столь широко рекламируемые в Интернете. По умело подобранным словам в названии можно догадаться, будет ли посвящено путешествие просто смене обстановки и возможности увидеть по пути следования судна города и памятники архитектуры или отдохнуть на живописных берегах и возможно даже совершить рейд по магазинам. И каким слоганом рекламные агентства умудряются заинтересовать потенциальных клиентов — не суть важно.

Грустно оттого, что в Интернете вы не встретите ни одного объявления о морском путешествии по Каспию. Речь о круизе с посещением крупнейших городов и туристических центров если не всех пяти, то хотя бы четырех прикаспийских государств. И согласитесь, что этот вопрос заслуживает быть рассмотренным и изученным во всех прикаспийских государствах, поскольку проект может быть международным, как говорится, с интернациональной изюминкой.

Сегодня Каспий для многих представляет собой морское пространство, на дне которого сконцентрированы значительные запасы полезных ископаемых, в первую очередь углеводородов. Другие рассматривают его с призмы транспортных путей и логистики, соединяющей Европу и Азию.

Взгляды простых обывателей на многие вопросы формируют политические, военно-стратегические и экономические взаимоотношения между правительствами прибрежных государств — Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, которые, справедливости ради надо отметить, прозрачны и понятны с одной стороны, но с другой — сложны. Во всяком случае, по вопросу статуса Каспия. И на фоне бурлящих и пенящихся словно волны Каспия страстей по отдельным вопросам организация международных морских путешествий по этому морю может показаться идеей утопической.

Так ли это на самом деле, и действительно ли идея несбыточна, как может показаться на первый взгляд?

Огромный туристический потенциал

Круизный (cruise) туризм — это морское или речное путешествие. В круизе отдых туриста и спланирован, и в то же время абсолютно свободен. Кто-то найдет умиротворение в спокойствии и размеренном плеске волн Каспия, а кому-то больше понравится безудержное веселье дискотек и роскошная жизнь на корабле. Любители тишины и одиночества смогут уединиться в библиотеке, прямо на борту корабля посетить театр и современный кинозал, а люди, предпочитающие активный отдых, турпоходы и позновательный туризм, будут ждать высадки на берег, чтобы совершить очередную поездку во внутренние районы страны и затем вернуться для путешествия по замкнутому кругу моря. Таким образом, круиз по этому морю мог бы содержать в себе береговые экскурсии по прибрежным городам, осмотр местных достопримечательностей.

Плюс притягательность прибрежного природного ландшафта, чистота воды, специфичность флоры и фауны конкретных регионов. И всем этим Каспийское море обладает в полной мере. Более того, флора и фауна Каспийского моря не только богаты и разнообразны, но и отличаются от животного и растительного мира других морей и озер. Здесь произрастает по берегам, а также цветет и развивается в морских глубинах 755 видов и подвидов растений, а также обитает около 920 видов животных, и среди них много таких, которых не встретишь нигде в мире. К примеру, каспийский тюлень — единственный млекопитающий Каспия, и этот подвид не встретишь больше нигде в мире. С целью сохранения уникального биологического разнообразия региона в береговой зоне Каспия действуют сразу три заповедника: Гызылагаджский (Азербайджан), Астраханский (Россия) и Каспийский (Туркменистан). Так что любителям природы будет здесь на что посмотреть.

Если же говорить о пассивном отдыхе на пляже или посещении достопримечательностей портовых городов, то и здесь нашему морю есть чем похвастать. Представим себе такое морское путешествие с заходом в порты и курортные центры Каспия. Где пришвартовывался бы наш роскошный белый лайнер?

Начнем путешествие с Российской Федерации

Эта страна считается морской державой и имеет выход на множество морей и океанов, но Каспий омывает ее берега на протяжении 695 км в Калмыкии, Дагестане и Астраханской области. Предположим, наш корабль в Астрахани. Здесь гости города могут увидеть такие памятники федерального значения, как Астраханский Кремль, посмотреть на сохранившиеся в Белом городе подворья восточных купцов и мечети, полюбоваться с набережной на Волгу. Одно дело прочитать, а другое — посетить город и воочию посмотреть, как он со всех сторон омывается реками Волга, Кутум и Царева. Уверен, что посмотреть на такую красоту приедут многие. Поскольку путешествие будет носить международный характер, то, несомненно, привлечет множество туристов с соседних прикаспийских государств.

Если визуально сравнить Каспий с циферблатом, то Астрахань примерно располагается в районе одиннадцатичасовой отметки, а значит, двигаясь по часовой стрелке в юго-восточном направлении, лайнер окажется в территориальных водах Казахстана, где прибрежная природа возможно не столь разнообразна, но зато санатории и дома отдыха ничем не уступают по уровню российским и в целом международным.

Протяженность береговой линии Казахстана в Каспии достигает 2320 км и располагается он на востоке и северо-востоке моря, однако большинство казахских туроператоров утверждают, что большая часть столь протяженной прибрежной линии Казахстана совершенно не пригодна для отдыха туристов. Более того, природные условия на побережье (болота и солончаки) отпугивают даже местных жителей. Но там все же есть прекрасные песчаные пляжи, каждый из них обладает всем необходимым для комфортабельного отдыха туристов, множеством развлекательных программ, гостиницами и базами отдыха, лечебно-санаторными и оздоровительными комплексами. К примеру, к таковым следует отнести известный курорт в городе Актау, где функционирует современный развлекательный центр площадью 4000 гектаров, и одну из самых посещаемых баз отдыха Стигл, включающую гостиницу, бассейн, теннисный корт, спортивный зал, боулинг и многое другое.

Также пляжи Казахстана знамениты удивительным курортом Кендирли, который расположился недалеко от Актау. Сюда люди часто едут поправить здоровье в различных оздоровительно-санаторных комплексах.

Чтобы добраться до расположенного на юго-востоке Каспийского бассейна туркменского города Туркменбаши, наш лайнер продолжит путешествие вдоль береговой линии. Туркменбаши — это не только крупнейший населенный пункт на побережье страны, длина прибрежной линии которой, кстати, составляет 1200 км, но и удобная бухта, и разветвленная транспортная инфраструктура, благодаря чему этот город часто именуется морскими воротами Туркмении. Севернее, недалеко от нее, на открытой морской береговой линии расположено местечко, известное как Аваза, считающееся популярным местом отдыха местных жителей и многочисленных приезжих.

Курорт можно считать одним из самых успешных туристических проектов правительства этой страны. Планы по преобразованию края и созданию национальной туристической зоны появились еще в 2007 году, когда в Туркменбаши состоялась встреча глав трех государств — России, Туркменистана и Казахстана, но реализован этот проект с более чем миллиардным бюджетом был уже через несколько лет, и сегодня на курортном берегу Авазы белеет цепочка свежепостроенных отелей класса «люкс» с отлаженной инфраструктурой сервиса.

Иран выходит на южное побережье Каспийского моря с общей длиной береговой линии 724 км. Каспийское побережье — самый благоприятный и зеленый регион этой страны, и, несомненно, представляет интерес для туристов. Провинция Гилян исторически тесно связана с Россией. Центром области является город Решт, где наши путешественники смогут ознакомиться с технологией производства натурального шелка.

А в провинции Мазандеран, вдоль южного побережья Каспийского моря, расположен город Рамсар, считающийся одним из наиболее привлекательных мест на всем иранском побережье. Пользуются популярностью горячие источники Рамсара и купальни с лечебной водой. Сохранились также старинный отель и дворец последнего шаха Ирана Резы Пехлеви. И наконец, в юго-восточной части Каспийского моря находится залив Халидж-е Гурган, отделенный от основной акватории косой. Его акватория и берега включены в состав биосферного заповедника Мианкале. Под особой охраной находятся болота и торфяники, леса, тростниковые заросли и отмели залива. На южном берегу залива расположен город Бехшахр — еще один морской курорт.

Самым крупным, выходящим на Каспийское море городом, несомненно, является Баку.

В столице древнейшего Азербайджана, расположенного на юго-западе Каспия на протяжении 955 км, сконцентрированы памятники архитектуры, начиная от средневековых достопримечательностей до зороастрийских храмов. Местные туроператоры утверждают, чтобы осмотреть достопримечательности Баку и увидеть все красоты этого кавказского города, туристам не хватит и недели, а знакомство с памятниками в окрестностях столицы потребует еще как минимум двух дней. Дворцы, башни, мечети и другие старинные строения в классическом архитектурном стиле в Ичери шехер, башня, известная как Гыз галасы (Девичья башня), вошедшая в список старейших построек города, изначально использовавшаяся как зороастрийский храм, сегодня является главным символом Баку, Дворец Ширваншахов — величественное сооружение XV века, Ворота Мурада, Джума-мечеть, Караван-сарай Мултани, Мечеть Сынык-кала, Бухарский караван-сарай, Рыночная площадь — это далеко не полный перечень памятников архитектуры и истории в старой части города. Что касается песчаных отмелей и пляжей, то их особенно много на берегах бакинской части моря с развитой курортно-туристической инфраструктурой.

Завершить круизное путешествие можно в той же Астрахани, посетив предварительно другие крупные российские города в Дагестане: Дербент, Избербаш, Махачкала. Одним из крупных санаториев в этой области является «Каспий», расположенный в 45 км к югу от Махачкалы. Здесь отдыхающих порадуют хорошо оборудованный морской пляж, мягкий морской климат, большое количество ясных дней, обилие солнца и зелени. А проплывая мимо старинного города Дербент, можно увидеть, насколько близко горы Кавказа подходят к берегу Каспийского моря, оставляя лишь узкую полосу равнины шириной около трех километров.

Таким образом, при правильном подходе круизный туризм может стать очень интересным и прибыльным делом и на Каспии. На протяжении всего пути туристам, желающим сойти на берег, будет где отдохнуть и на что посмотреть. То есть инфраструктуру туризма в этом регионе создавать не нужно. Она действует, и при надобности ее можно будет лишь подкорректировать под прибыли успешного круизного проекта.

Однако мы вновь вынуждены будем задаться вопросом о том, насколько реально реализовать столь крупный международный проект на Каспии?

Экономическая целесообразность

Если исходить из того, что прикаспийским странам все же удастся договориться о запуске международного морского туристического проекта, то будет ли он рентабельным и доступным для туристов?

Сегодня в Средиземном море, на Багамах, в Карибском море популярны круизы на больших лайнерах, которые, по сути, представляют собой целые города. Здесь турист может найти библиотеку, посетить кинотеатр, зарезервировать столик, а то и весь банкетный зал или ресторан. Их на лайнерах, кстати, много, и на любой вкус. Имеются также тренажерные залы и даже парк с настоящими деревьями. Обычный современный лайнер состоит примерно из 12 пассажирских палуб. Все корабли оборудованы стабилизаторами качки.

Согласно принятой в мире ценовой классификации, экономичные круизные маршруты стоят 75 долларов на человека в сутки, классические — 100—200 долларов, путешествия премиум-класса — 150—400 долларов, люкс — от семисот и до тысячи долларов на человека в сутки. Стоит обратить внимание, что речь идет о круизах, соответствующих всем мировым стандартам в области сервиса и обеспечения безопасности пассажиров. Если не говорить о путешествии люкс или премиум-класса, то экономичные круизы могут позволить себе многие люди, проживающие в прибрежных городах Каспия, так и в разных уголках этих государств.

А ведь идея вполне реальна. Почти все прикаспийские государства присоединились к правовым актам международного характера, регулирующим перевозку туристов морским транспортом. Здесь же и договоры, и конвенции, среди которых следует выделить Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море, Международную конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международную конвенцию о поиске и спасении на море.

Дело только за малым: разработать и принять правила упрощенного визового режима для круизеров при посещении портовых городов пяти прикаспийских государств; изыскать средства для покупки или строительства одного или нескольких круизных судов; пересмотреть взгляды на сотрудничество в регионе. Оно может быть полезным и прибыльным для всех пяти государств региона. Нужны лишь желание и добрая воля. Если не предпринять конкретных действий, то Каспий так и останется морем идей, морем невоплощенных задумок.

И лишь реализовав что-либо масштабное, прибыльное и полезное всем, мы сможем утверждать, что Каспий — это также море мира. Кстати, в Баку, на месте площади Флага когда-то располагалась военная часть, которую было решено разрушить и построить культурный объект. Сейчас там красуется известный по конкурсу «Евровидение» «Кристал Холл» и на самом высоком флагштоке развевается величественный триколор страны. Чем не сигнал всем прикаспийским государствам сохранить Каспий морем добра и мира?

Рауф НАСИРОВ

Статья опубликована в газете "Бакинский рабочий"

 29 июня 2016 г.