«Рай» Андрея Кончаловского: наедине со всеми

28 Января 2017
630
«Рай» Андрея Кончаловского: наедине со всеми
Фото: hollywoodreporter.com

Большие надежды, возлагаемые на новую работу одного из сильнейших мастеров кино нашего времени, увы, не оправдались – «Рай» Андрея Кончаловского не получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», несмотря на серебряного льва Венецианского фестиваля за лучшую режиссуру (к слову, второго подряд, в 2015 победу принес чудный «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина»). Возможно, авторскому размышлению о духовном насилии не хватило самого главного – настоящих эмоций.

Ольга, русская эмигрантка в Париже (редактор Vogue и княгиня по мужу), арестована как участница французского Сопротивления за сокрытие еврейских детей от нацистов. С этого начинается сюжетная линия картины. После несостоявшегося допроса от добродушного и немного жутковатого коллаборациониста Жюля, Ольга попадает в концентрационный лагерь, где встречает еще одного мужчину, уже из своего прошлого, – молодого красавца аристократических кровей Хельмута, успешно построившего карьеру в отряде СС. Эти трое выступают проводниками истории, рассказанной нам с экрана, формируя фабулу исповедью в пустой комнате.

02 Фото: twimg.com

С технической точки зрения картина выглядит безупречно: изысканная черно-белая палитра, формат изображения 4:3 как дань моде нового-хорошо забытого старого, виртуозная игра света и тени, статичная камера и со вкусом выстроенный кадр – придраться не к чему. Но вдруг статичность будто играет злую шутку с содержанием, и сюжет, разворачивающийся на фоне страшной страницы истории мира, не кричит, не бушует, напротив, выглядит меланхолически сухим.

03 Фото: wdsspr.ru

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Сюжетный твист вроде бы завораживает замыслом – те самые одинокие, трудные признания, что дают герои в одинаковых, будто тюремных одеждах, – настоящие исповеди в прямом смысле этого слова. Перед нами своего рода Чистилище, где три голоса несчастных между жизнью и смертью говорят о самом сокровенном. Три голоса, три метафоры, три идеи: обыватель Жуль, романтик-идеалист Хельмут и типичная героиня Достоевского Ольга. Для съемок этих сцен текст не был предусмотрен, и все, чем располагал актер, лишь общая информация о фактах из жизни персонажа. Два из трех – образы насыщенные, основательные, но и здесь что-то работает не так. Очевидно связанные сюжетно, повествовательные линии лишены общего смыслового начала и главного посыла, без которых фильм трижды безупречный попросту станет рассыпаться. Другими словами, зрителю тяжело понять, к чему все это приведет.

04 Фото: konchalovsky.ru

Пожалуй, самым ярким впечатлением фильма оказался молодой немецкий актер Кристиан Клаус, сыгравший эсэсовца Хельмута. Для дебюта на экране он чудо как хорош – глоток живительного источника посреди засухи рефлексии. Его персонаж многогранен и противоречив, словом, более других человечен. Восхищение Гитлером и идеей рая для немцев поначалу сменяется подсознательными отторжениями, что приводит к лихорадочным метаниям, от презрения к поклонению. Ольга в исполнении Высоцкой в этом отношении несколько проигрывает – ей определенно хочется сопереживать, но ее поступкам, в особенности финальному, явно не достает линейности, от чего общее впечатление несколько смазывается.

05 Фото: promesta.ru

В отрыве от материального картина хочет казаться своего рода притчей о многоликости зла, порабощающего души. В одном из интервью Андрей Кончаловский так охарактеризовал свою работу: «Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груды мертвых тел. Моя картина о самом главном — о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее. Может быть, в последний раз этим полноценно занимался Достоевский. А духовное насилие я считаю даже более страшным, чем физическое».

Вот и героиня Юлии Высоцкой практически сразу предупреждает зрителя: «Это невозможно ничего объяснить. Я не могу так рассказать, чтоб это можно было почувствовать». Читай: «мы пытались как могли, а если разгадать нас вам не удалось, проблема эта ваша и только ваша».

Маргарита Агаджанян.