«Развод Надера и Семин» Асгара Фархади: окно в сердце зрителя

1 Марта 2017
651
«Развод Надера и Семин» Асгара Фархади: окно в сердце зрителя
Фото: filmhafizasi.com

В минувшую ночь с воскресения на понедельник в Голливуде вручали главную кинопремию года «Оскар». В номинации за лучший иностранный фильм победу одержала лента «Коммивояжер» Асгара Фархади, о котором КН уже рассказывали здесь. Самого режиссера на вручении не было – ранее он высказал достаточно жесткую позицию относительно нововведений президента США Дональда Трампа в политику взаимоотношений страны и иммигрантов исламского происхождения некоторых стран: «Я ни в коем случае не приемлю это, даже если мне в виде исключения позволят приехать в Америку» - сообщает он в своем заявлении.

В свете подобных протестов, а также явного неодобрения позиции президента Трампа со стороны деятелей искусства Соединенных Штатов, победа Фархади широкой общественностью была встречена с некоторым недоумением и предубежденностью, ведь академия всегда старалась быть нейтральной к политическим распрям. Помимо всего прочего существовал явный фаворит – «Тони Эрдманн» Марен Аде, картина, которую прокатили в Каннах (представленному на том же смотре «Коммивояжеру» присудили целых две награды), но наградили на «Золотом глобусе». Как бы то ни было, победителей не судят: Асгар Фархади ныне двукратный обладатель золотой статуэтки. Именно поэтому его картина, принесшая первый «Оскар» и ставшая большим прорывом к массовому зрителю для иранского кино в целом, сегодня заслуживает особого внимания.

02 Источник: listekitap.com

«Развод Надера и Симин», без сомнения, кино более основательное, мощное и бескомпромиссное. По моему личному мнению, «Коммивояжеру» не удалось достичь того же уровня глубины и обстоятельности, хотя играют они на одном и том же поле и вкупе составляют нечто вроде антологии, посвященной хрупкости взаимоотношений в семье. В свое время представленная в Берлине картина произвела настоящий фурор и заполучила целых пять статуэток, включая главную, - Золотого медведя. Не обделили и актеров с актрисами, присудив Серебряных медведей не кому-то одному, но актерскому ансамблю мужчин и женщин, что происходит на фестивале нечасто.

Да, тот год также проходил под эгидой запретов: Джафар Панахи должен был быть членом жюри фестиваля, однако правительство Ирана запретило ему выезд из страны. Даже если тогда по этой причине фестиваль не собирался оставлять фильм иранского режиссера без наград, после показа картины подобные намерения стали лишь вторичными – работа Фархади получила все свои призы, безусловно, по праву.

03 Источник: funshion.com

Надер и Симин женаты вот уже 14 лет, у них есть одиннадцатилетняя дочь Терме. Ради будущего своей дочери они всерьез собирались уехать из страны навсегда, много лет готовили визы, однако в последний момент Надер отказывается, чтобы остаться со своим отцом, больным Альцгеймером. Симин бросает страшное слово «развод», и Надер отпускает ее, сообщая, что она вольна делать все, что ей захочется. Между ними, конечно, все совсем не так просто, что блестяще демонстрируют актеры с помощью взглядов, мимики, жестов. На фоне личной драмы происходит череда ужасающих происшествий – нанятая Симин через знакомую сиделка для отца Надера однажды оставляет его запертым в комнате одного и уходит по своим делам. В ее отсутствие Надер с дочерью возвращаются домой и обнаруживают отца на полу. Розие (сиделка) возвращается, и Надер в ярости выталкивает ее из дома. После Надер узнает от Симин, что после их конфликта сиделка попала в больницу и лишилась ребенка. Туго закрученная спираль сюжета не спеша набирает обороты, разворачиваясь перед зрителем во всей своей красе и не давая выдохнуть ни на секунду.

04 Источник: folamour.fr

История, где нет правых и виноватых, где каждого можно и обвинить, и оправдать, совсем не похожа на классическое иранское кино. От Ирана здесь – только женщины в парандже и толика местного колорита на задних планах. Этим, возможно, Фархади однажды и распахнул окно в сердце мирового зрителя – в его сюжетах сама жизнь, со всей ее случайностью, нелепостью, дичайшей сложностью, и, одновременно, невыносимой простотой. Здесь нельзя принять чью либо сторону, и ни один персонаж не выступает в каком-то определенном свете. Тем не менее, сюжет полностью затягивает, история обретает все новые подробности, и, вместе с нарративом, зритель все более отчетливо понимает – хорошее кино о жизни в мире полутонов имеет такое же право на существование, как причесанное голливудское и контрастно страдальческое европейское.

05 Источник: bp.blogspot.com

На примере простой житейской истории мы видим переплетение срезов множества социальных аспектов, тонкую драматургию и виртуозную игру на зрительских нервах. Снова обращаясь к сравнению с лентой «Коммивояжер» несложно заметить, что, применяя всё те же методы воздействия, фаза развития сюжета второй оскароносной ленты Фархади заметно провисает, заставляя откровенно скучать на некоторых своих поворотах, чего не скажешь о «Разводе Надера и Симин». Состоит ли причина в некоторой вторичности схемы действия сюжета или же в более слабой сюжетной истории, понять не так-то просто.

06 Источник: filmix.me

Как бы то ни было, Асгар Фархадия, теперь уже, без сомнения, является одним из самых успешных фестивальных режиссеров на мировой арене, что снимает не часто, но действительно со вкусом, небезынтересно и интригующе. В его планах – пока безымянный проект со звездами Голливуда испанского происхождения, Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом, продюссирует ленту Педро Альмодовар вместе со своим братом. Режиссер уже подарил зрителю, помимо своих оскароносных картин такие работы, как «История Элли» и «Прекрасный город». У такого исключительного драматурга, как Фархади, наверняка есть еще множество историй, которые он только собирается поведать. Будем искренне надеяться, что второе золото «Оскара» сможет открыть двери для них еще шире и поможет таланту режиссера заиграть новыми красками.

Маргарита Агаджанян