Созвездия Апшерона: мелодия Тогрула Нариманбекова

18 Января 2017
375
Созвездия Апшерона: мелодия Тогрула Нариманбекова
Фото: sputnik.az

«Каспийские новости» продолжают рассказывать читателям о выставке азербайджанской живописи 1960-1980-х годов «Созвездия Апшерона», представленной в Третьяковской галерее. Сегодня речь пойдет об одном из выдающихся адептов апшеронской школы, народном художнике СССР, гражданине двух стран с душой, навеки принадлежащей Азербайджану, – живописце Тогруле Нариманбекове.

"Люблю Баку, люблю Апшерон. Очень люблю. Для меня совершенно не имеет значения прелесть урбанистических пейзажей Парижа или Дубая - это достижения людей. Другое дело - природа. Апшеронская суровая природа. Надо проникнуть в ее тайны. Смотришь, как вырастает какое-то инжировое дерево, как его корни цепляются за эту землю, как оно противостоит суровой стихии. Этот пейзаж несет в себе очень много содержания. Так и человек, который много страдал, все вынес и выжил; он тоже бывает очень богатым и содержательным. Почему бакинцы талантливы в искусстве и музыке? Это не случайно. Это потому, что мы находимся на пылающем острове нефти и природных богатств, которые излучают какую-то фантастическую энергию, ее и воспринимают творческие люди...", – так любовно воспевал свою родину в одном из интервью сам Тогрул Нариманбеков.

02 Фото: ann.az. Натюрморт. (1992 г.)

Тогрул родился в не совсем обычной семье, его отец был энергетиком с европейским образованием, мать – француженка-портниха. Вся его последующая жизнь протекала между этими двумя странами, но сердцем он всегда был со своей родиной. Художественное образование Нариманбеков получал в Азербайджанском художественном училище имени Азима Азимзаде, после, с 1950 по 1955 год — в Литовском художественном институте в Вильнюсе.

03 Фото: photoshare.ru. На полевом стане. (1967 г.)

Картины Тогрула Нариманбекова яркие, броские и экспрессивные. Работая с такими резкими оттенками, автор всегда рискует пересечь тонкую грань между традиционным национальным колоритом и чрезмерностью и аляпистостью. Выбранной Тогрулом палитре удается избежать этого с блеском, и она совсем не кажется агрессивной. Напротив, работы выглядят сбалансированными и органичными, не уступая картинам других представителей апшеронской школы в уникальности стиля и мастерстве исполнения.

04 Фото автора. В мастерской. (1969 г.)

Нариманбеков работал в четком цветовом ритме, тонко чувствуя свою тематику, доверяя широким, уверенным мазкам. Его дебютная работа «Заря на Каспии» сразу же прославила его. Были и Москва, и Рига, и Тбилиси. Успех сопутствовал его творчеству: за рубежом картины принимали так же тепло, как на родине, завоевывались титулы и звания. В конце концов Нариманбеков стал человеком мира – жил в Соединенных Штатах, а затем в Париже, на своей второй родине, где он работал по контракту и проводил большую часть последних прожитых лет.

05 Фото автора. Фрагмент Гранаты и груши. (1962 г.)

Помимо художественных талантов, Тогрул обладал великолепным тенором, вел сольную карьеру, давал концерты и записывал пластинки. Несомненно, это увлечение оказало огромное влияние на его художественный вкус, и, возможно именно поэтому его художественные произведения отзываются в сердцах зрителей легкой, восторженной мелодией.

Отобранные для выставки работы Тогрула Нариманбекова представлены в этом рассказе. Напоминаю, что выставка азербайджанских художников в Третьяковской галерее на Крымском валу «Созвездия Апшерона» продлится до 26 февраля.

Маргарита Агаджанян