Созвездия Апшерона: певец природы Саттар Бахлулзаде

21 Декабря 2016
1165
Созвездия Апшерона: певец природы Саттар Бахлулзаде
Фото: azernews.az

Во втором корпусе Третьяковской галереи, в малом зале второго этажа вот уже месяц творится настоящее чудо. Чудо, доселе для меня неизведанное, непознанное, и от того столь важное, захватывающее. Выставка «Созвездия Апшерона», посвященная работам азербайджанских художников 1960-1980 годов, для многих, как и для меня, станет настоящим открытием.

Впечатлений из зала я унесла так много, что поняла – обзорной статьи не выйдет. Каждый художник заслуживает отдельного упоминания, своей песни восторга и восхищения, своей рассказанной истории. Я поделюсь с вами теми мастерами, что поразили своим мастерством, своей особой линией жизни, чьи работы по-настоящему тронули меня до самых глубин души. Художником, о котором я поведаю в первую очередь, будет Саттар Бахлулзаде, чьи картины удостоились чести открывать экспозицию, сразу задав высокий уровень всей выставке, к слову, с блеском поддержанный последующими работами соотечественников.

02 Фото: palitranews.az. Саттар Бахлулзаде.

Справка: Апшеронский полуостров находится на западном побережье Каспийского моря. Эта земля, насыщенная запахами морского бриза в причудливой смеси с нефтяными испарениями породила немало маститых художников, проходя тонкой красной линии среди их работ, а позже дала им и имя – объединение азербайджанских живописцев стало называться «апшеронской школой».

Первое слово, что приходит на ум в ассоциации с картинами Саттара – нежность. Его работы вполне вписываются в колорит национального жанра, однако буйство ярких, сочных красок играет здесь совсем по-иному, в свойственном только ему как живописцу стиле. Они не кричат, но нежно шепчут; здесь нет экспрессии, есть только бесконечная любовь, пронизывающая, переполняющая эти картины, тихая, светлая.

03 Фото автора. Бильгя. 70-е годы. Фрагмент.

Саттар Бахлулзаде проявил свои таланты еще в детстве, и, несмотря на то что люди, населяющие апшеронские земли, славились множеством консервативных традиций, проигнорировать талант юного Саттара семья не смогла. Во многом его увлечению рисования способствовали наблюдения за матерью. В одном из своих дневников художник писал: «В доме все было на своём месте. Она [мать] располагала посуду словно художник. Одеяла и покрывала так складывала, чтобы цветовая гамма совпадала. Для неё это было произведение искусства, это была красота».

Он учился в художественном техникуме, а после и в Московском художественном институте им. В. Сурикова, однако так его и не закончил из-за войны. После окончания Великой Отечественной Саттар получал несколько приглашений из Москвы для защиты дипломной работы, но делать этого не стал. Он говорил: «Нужен ли художнику диплом для доказательства своей ценности»?

04 Фото: wikimedia.org. Каспийская красавица. 1961 г.

Ему действительно не нужно было что-то доказывать: начиная как портретист батальных, монументальных работ, вскоре он пришел к тому самому, к чему была обращена душа, – к пейзажам. Изображая природу так тонко и так бережно, Бахлулзаде смог передать особую магию тишины природы, становясь в один ряд с такими мастодонтами пейзажной живописи как Айвазовский, Левитан и Куинджи. В то время была создана картина «Каспийская красавица», представленная на выставке, одна из любимиц посетителей.

Несмотря на полученный успех, Саттар не останавливался и продолжал поиски своего уникального стиля. Постепенно в творчестве наступил перелом, и пейзажи трансформировались в нечто совершенно другое – в полотна, что мы и представляем себе сегодня, когда слышим имя художника. Изображение красоты наружной превратилось в воспевание красоты внутренней посредством красок, техники пуантилизма, витиеватости линий.

05 Фото: mardjani.ru. Горы 2-ая половина 1960-х.

Творчество художника во многом стали сравнивать с творчеством французских импрессионистов, однако и здесь он остался индивидуальностью – его работы не о сюжете, а об эмоциях, передающихся от полотна к зрителю посредством диалога. Для советского художника шестидесятых подобное вольнодумство, несоответствие общему направлению было чреватым. Художник попал в опалу, однако его это не остановило – Саттар продолжал усердно работать и создавать то, что ему было предначертано.

06 Фото: instagram.com. Древний огонь. 1967 г.

Бахлулзаде – не только про портреты и пейзажи; помимо прочего он был и прекрасным графиком. С детства влюбленный в поэзию и Мухаммеда Физули, после он создал множество графических иллюстраций, столь же точно попадающих в необходимый эмоциональный ряд, что и другие его работы.

07 Фото: sanat.orexca.com. Меджнун. 1966 г.

Волшебно то, что такие разные по технической направленности, все его работы тем не менее объединяло нечто, что трудно описать словами. Это – особое настроение, то, что не видишь глазами, а чувствуешь сердцем. Быть может, это их душа.

Справка: Вот что писали в прессе о Саттаре после его персональной выставки в Москве: «Широкий российский зритель по-настоящему открыл Бахлулзаде только в 1973 году, после персональной выставки в Москве на Кузнецком мосту, всего лишь за год до его кончины в 1974. Зато и полюбил, как говорится, с первого взгляда. Иначе, наверное, и быть не могло. Выставка просто ошеломила. И не одним лишь пиршеством красок и света во всей их первозданной чистоте и пронзительности. До Саттара Бахлулзаде такого лучезарного Азербайджана мы просто не знали».

08 Фото: fineartamerica.com. Саттар. Автопортрет.

Произведения Бахлулзаде показывались на республиканских, всесоюзных, персональных выставках, на выставках советского изобразительного искусства в Алжире, Египте, Ливане, Сирии, Тунисе, Норвегии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Ираке, Кубе, Канаде, Бельгии, Франции, Японии и других странах. 34 сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО было принято постановление о проведении в 2008 - 2009 гг. 100-летнего юбилея Саттара Бахлулзаде. Получив мировое признание, в наследие «певец природы», как многие называли Саттара, оставил ему самое дорогое и сокровенное – полотна вечной весны.

Выставка полотен азербайджанских художников продлится до 22 февраля, и я желаю всем и каждому увидеть ее своими глазами. Приходите за своей порцией чудес.

Маргарита Агаджанян