Созвездия Апшерона: загадка Фазиля Наджафова

20 Января 2017
576
Созвездия Апшерона: загадка Фазиля Наджафова
Фото: trend.az

«Каспийские новости» продолжают рассказывать о мастерах выставки живописи Азербайджана «Созвездие Апшерона», представленной в Третьяковской галерее на Крымском валу. Сегодня речь пойдет о настоящей изюминке коллекции – работах Фазиля Наджафова, единственного скульптора экспозиции.

Попадая в пространство выставки, работы Фазиля Наджафова сразу же бросаются в глаза, и их невозможно не заметить. Предваряя возможный скепсис читателя, да, как скульптор на выставке представлен только он. Однако смысл вышесказанного несколько о другом. Каждая из работ привлекает особенно, по-своему: некоторые своей топорностью и монументальностью, другие – причудливостью, третьи – совершенной невообразимостью. Рядовому зрителю может показаться, что ничего удивительного, или, к примеру, необычного в этих скульптурах нет, однако такое мнение с совершенной уверенностью можно считать ошибочным, поверхностным и даже невежественным. Стоит лишь задержать взгляд, и все начинает играть совершенно другими красками – в каждой из работ заключен особый смысл, история, ключом, некой подсказкой к которой служит музейная табличка с названием монумента. Некоторые из них совершенно изумительные, ошеломляющие своей красотой и поэтикой, но каждая вызывает настоящий вихрь мыслей, что стремятся к одной цели – разгадать загадку, оставленную автором. Но об этом позднее. Сначала познакомимся с ним чуточку ближе.

02 ''Мотивы старого Баку. Отдыхающий''. 1985.

Фазиль Наджафов провел свое детство в непростое время Великой Отечественной войны. В семье их было шестеро, выживать – трудно, но, несмотря на тяготы, сестры и братья были неравнодушны к творчеству, и все рисовали. Правда, увлечение детства в дело жизни превратил один только Фазиль. Начальное образование получил в художественном училище в Баку, после отучился в Московском художественном институте имени Сурикова. Правда, там диплом он так и не получил. В МГХИ Наджафов сделал первые шаги к своему стилю, видению скульптуры, чем сразу попал в немилость выпускной комиссии. Об этом его предупреждали, но Фазиль был непреклонен, посему представил свою трехфигурную скульптурную композицию в первоначальном виде и, не получив диплома, вернулся на родину.

03 ''Этажи жизни''. 1984.

Оказавшись в Баку, Фазиль Наджафов почти сразу попал в компанию молодых дарований, будущих адептов апшеронской школы живописи. Таланту каждого удивительный полуостров дал раскрыться в полной мере, и именно там Наджафов стал тем, кем мы знаем его сегодня, – настоящим рыцарем, властителем камня. Усердно работая вручную с мрамором, бронзой и другими материалами, в каждое из своих творений мастер вкладывает частичку себя, своего видения этого мира, понимания его структуры. Структура, форма – вот главное оружие скульптора. С этими инструментами Наджафов работает мастерски, извлекая из камня действительно сильные в своей метафоричности образы. Он называет себя авангардистом – и, в действительности, его работы стоят в авангарде классического представления скульптуры, расширяя, и даже стирая его границы.

04 ''Слепые''. 1979.

Безусловно, работы Фазиля Наджафова наделены некой силой. Она – в монументе «Слепые» (на фото выше), где запечатлены трое мужчин, на первый взгляд, распевающие песни, развеселые, удалые. Присмотревшись поближе, я замечаю их зияющие пустотой глазницы, после вижу табличку с названием, и сразу чувствую, понимаю, что от них веет холодом, безысходностью. Я смотрю на скульптуру и пытаюсь осознать, какие эмоции вложил автор в их застывшие позы. Этим и привлекает Наджафов: он оставляет место для мысли своему зрителю.

05 ''Эхо эпох''. 1979.

Такие же спорные ощущения вызывают тысячи лиц, высеченные в монументе «Эхо эпох». Я восхищаюсь автором, его безукоризненным мастерством точности мысли и исполнения. Но, в то же время, я смотрю на эти лица с явным чувством дискомфорта, неприязни, опаски – они кажутся мертвыми, стесненными муками бесконечной мудрости поколений, отпечатанной на их лицах.

''Душа''. 1980.jpg

Обескураживает, ошеломляет этюд «Душа». Созерцающему зрителю в большинстве случаев весьма непросто поверить, что именно в этой работе заключено олицетворение чего-то столь невесомого, прекрасного и неповторимого, как человеческий дух. Эта скульптура, на мой взгляд, одна из самых жутких, и, по совместительству, самых магнетических – в ней заключена бездна образов и видений чего-то многократного и единого, прекрасного и ужасающего одновременно.

07 ''Влюбленный домовой''. 1989.

Конечно, в коллекции, представленной в экспозиции, есть и теплые, светлые работы. Мой фаворит – «Влюбленный домовой». Признаюсь, без ключа-таблички понять то, что я вижу, было непросто. Ключ волшебным образом позволил почувствовать все то, что, как мне кажется, чувствовал автор, создавая скульптуру по следам собственных эмоций. Робость, застенчивость, чувственность, что излучает влюбленное существо: изучая «Влюбленного домового», мне посчастливилось ощутить все это, будто пропустив сквозь себя.

В арсенале Фазиля Наджафова сотни работ, и те, что представлены в «Созвездии Апшерона», - лишь малая толика. И все же одно то, что работы мастера изучать так же интересно, как и яркие, экспрессивные полотна азербайджанских живописцев, говорит о многом. Скульптуры Наджафова – вишенка на торте, без которой финальной ноте никак не прозвучать.

Маргарита Агаджанян

Фото автора