«Уроки гармонии» Эмира Байгазина: (не)оправданная жестокость

2 Ноября 2016
485
«Уроки гармонии» Эмира Байгазина: (не)оправданная жестокость
Фото с сайта avatars.mds.yandex.net

Феномен картины "Уроки гармонии" режиссера Эмира Байгазина (о которой "КН" упоминали ранее), получившей серебряного медведя на Берлинском кинофестивале 2013 года и с триумфом прошедшей более 50 различных кинофестивалей в множестве стран, до сих пор вызывает немало толков. Что же так поразило весь киномир в фильме 28-летнего на тот момент Байгазина?

Начальные титры. Сцена: казахстанская деревушка, маленький домик, хмурый снежный день. Мальчик Аслан ловит, а затем забивает овцу, подходя к делу со всей тщательностью, и главное, аккуратностью. Познакомившись с ним поближе, зритель поймет: во всем, что делает Аслан, он предельно педантичен.

Фото 2 с сайта filmix.net

Об этом фильме непросто написать хорошо или плохо. С одной стороны – высокое качество, совершенная форма и явственно-холодное, отчетливое видение истории. С другой же – детская жестокость, безразличие милицейских подразделений и общая атмосфера тревоги, овладевающая зрителем. Все то, на что тяжело смотреть и что нелегко принимать, нашло своё отражение в этой прекрасной и одновременно жуткой картине.

Сюжет фильма - история мальчика Аслана, живущего в небольшой деревне вместе с бабушкой. В школе, во время медицинского осмотра, ребята решили поглумиться над ним, обманом заставив выпить не совсем чистой воды из стакана в кабинете врача. Инцидент что-то меняет в Аслане, будто поворачивает рубильник. После у него разовьется «стаканофобия», их вид станет вызывать рвотный рефлекс. Но страшно совсем не это. Страшно то, что будет происходить во взаимоотношениях детей. После публичного унижения было положено начало самой настоящей травле со стороны главного «решалы» среди восьмиклассников, Булата. Он запретит ребятам общаться с Асланом, а тот, кто посмеет пожать ему руку «станет таким же, как он». Вскоре в деревне появится паренек из города, Мирсаин, и по счастливой, а может и несчастной случайности первым, кому он протянет свою руку, станет Аслан.

Фото 3 с сайта i.ytimg.com

В завязке истории зрителя ждет тягучая, тревожная, молчаливая борьба между подрастающим бандитом, собравшим в своем образе практически все персонажные клише, – в одном углу, и замкнутым, тихим мальчиком, постепенно взращивающим в себе безумие, такое же тихое, пугающее – в другом. И правит балом здесь живописная картина расстройства личности маленького, одинокого человека. Известный российский кинорежиссер Жора Крыжовников во время одной из своих лекций обмолвился про между прочим: «Каждый из нас в какой-то степени безумен». Разница лишь в том - кто и как с этим справляется.

Фото 4 с сайта movie.nobebe.net

Что такое безумие? Имеем ли мы право обвинять человека в нем? Или стоит винить внешние обстоятельства, которые к этому привели? Фильм не способен дать ответы на эти вопросы, и даже не задается подобной целью. Это скорее повесть, притча, если хотите, мысли и чувства героев которой придется додумывать и угадывать самим. Сама его структура, четкая, математически выверенная, дает нам только то, что готова дать: смысл здесь на кончиках пальцев, простой, но сложный, единичный, и одновременно многоликий. Тем не менее, подобная конструкция не должна отпугивать неподготовленного зрителя. Не умея распознать метафоры, аллюзии и оммажи, любой все равно сможет прочувствовать и пропустить эту историю сквозь себя, получая на выходе особое послевкусие.

Метафоры. Здесь царит их язык, их удивительная, ни на что не похожая атмосфера. Вообще, картина выглядит своеобразным символистским манифестом, не скатываясь при этом в претенциозную сумбурщину. Метаморфозу Аслана мы видим также посредством символов: школа выступает как основной проводник знакомства подростка с внешним миром, Булат и его издевательства – обида и несправедливость, которые этот мир ему наносит. Сначала Аслан старательно пытается отмыться от этой грязи, отсюда омовения водой несколько раз на дню, попытки самосовершенствования, «уроки гармонии». Амулет как проводник религии, фантазии о богобоязненной девчушке-однокласснице Акжан, фигурки из бумаги на ее столе как акт симпатии – попытки примириться с миром при помощи обыденных людских утешений. Но, неудача.

Школьные уроки здесь работают как природные пейзажи в литературе, и, по мере разрешения внутренних дилемм, они помогают понять нынешние эмоциональные ориентиры героя. Так же постепенно, как угасал интерес к внешнему, изменения внутри становились все более радикальными, и жертвы этих перемен не заставили себя ждать. Однажды вечером Аслан встречает в школьном классе мать одного из мальчиков, которых избивал Булат. Та сообщает ему, что после «серии наказаний» совершенной Булатом, ее сыну возможно ампутируют ногу. Финальный щелчок.

Фото 5 с сайта avatars.mds.yandex.net

Техника исполнения режиссера и всей команды создателей не может не завораживать: лента, в которой главный герой имеет ничтожное количество реплик, саундтрек просто отсутствует, а главные события, сцены жестокости, вовсе в кадр не попадают, и судить о них мы способны лишь по малочисленным диалогам действующих лиц. Но найдется ли человек, не увлеченный и не пораженный этой лентой? Это и есть особая магия кино, серьезный вызов зрителю и обществу, то, ради чего кино снимают, то, почему его смотрят и то, за что любят. Каким бы спорным не было то, что несет в себе лента, «Уроки гармонии» ни что иное, как акт настоящего искусства.

Жанрово лента получилась остросоциальной, и в какой-то момент кажется, что дети, школа – всего лишь инсценировка для куда более глобальной картины нынешнего положения вещей в обществе. Контраст городской и сельской жизни, сильные, угнетающие слабых, безразличие власть имущих, общее беззаконие – чем вам не канонический социальный фильм? В этом вся прелесть образного кино, раскрывающегося для каждого по-разному, где, быть может, вы найдете свой, новый смысл.

Фото 6 с сайта i.ytimg.com

Подводя итог, хочется заострить внимание читателя на одном простом, но небезынтересном факте. В предыдущем материале мы много говорили о сложном пути казахстанского кино, нехватки знаний и умений, приводящим к неутешительным показателям индустрии. Но неожиданно появляются ярчайшие образчики киноискусства, такие как «Уроки гармонии», неповторимые, особенные. Напрашивается важный вывод: искусству безразличны время, место, обстоятельства! Посему – нет стереотипам и предрассудкам в мире искусства, и хорошо бы в мире вообще. Смотрите, изучайте и наслаждайтесь – с жадностью.


Маргарита Агаджанян