Золотой фонд туркменского кино: «Состязание Шукур-Бахши»

8 Марта 2017
658
«Состязание Шукур-Бахши»
Источник: mycdn.me

Добро и зло не уживутся в мире,

                         В потомстве сохранится ли добро?

Или опять сердца героев честных

                        Придется людям в землю зарывать?

Земля давно их кровью напиталась,

                        Не захлебнулась бы.

Именно с этих строк классика туркменской литературы Махтумкули, строк чрезвычайных и основательных, берет начало экранизация известного произведения Нурмурата Сарыханова «Шукур-Бахши», снятая на базе когда-то известной студии «Туркменфильм». Их спокойное, вкрадчивое звучание сразу задает тон дальнейшему повествованию – истории о храбрости и силе справедливости, о сущности власти и вечной борьбе, бессмысленности войны и безграничности веры, – вдумчивой и поэтичной притче, сотканной из тысячи смыслов.

Производство кинокартины пришлось на второй этап развития национального кинематографа после землетрясения 1948 года. Возрождение «Туркменфильма» тогда стало по истине золотым периодом для индустрии, и именно «Состязанию» удалось стать громогласным прорывом для кино Туркменистана. Никому не известный выпускник кинематографической школы Булат Мансуров снял свою дипломную работу, рассказав на экране историю тонкую, неповторимо безмятежную..

02 Источник: yandex.net

Талантливый музыкант Шукур неожиданно узнает, что его брат был похищен и заточен в плен ханом-ага. Народ Турана был готов идти на сражение с Техраном, хотя и понимал, что такой шаг поведет за собой множество жертв. Шукур останавливает собратьев и решает отправиться к хану в одиночку, вместе со своим верным спутником – дутаром (музыкальный инструмент - КН), искренне веря, что ему удастся освободить брата без жертв. Хан устраивает состязание между Шукуром и прославленным музыкантом Техрана Гуламом. Противостояние двух дутаристов, молодого и зрелого, энергичного и опытного, насыщено притчевыми эпизодами, рассуждениями о сущем действующих лиц, витиеватыми изречениями и простыми истинами. Ну и, конечно, музыкой. Звучание дутара создает здесь особое, ни с чем не сравнимое настроение – слегка надрывное, словно плач души.

03 Источник: kinozon.tv

В 1964 году «Состязание» показывали во внеконкурсной программе каннского кинофестиваля. Фильм сразу стал сенсацией, сорвав овации зала и положительные отзывы критиков. Особая магия взаимодействия внутреннего и внешнего, вкупе с музыкой, столь искренней и проникновенной, сегодня ничуть не теряет своей силы. Не теряется и актуальность – заветы, оставленные автором, представляют собой монументальные, незыблемые истины, так часто от нас ускользающие.

«Жизнь – это состязание. Сильный побеждает, а слабый погибает. Люди приспособились к этому. Большинство пытаются уцелеть, служа сильному, и лишь некоторые пытаются завоевать победу на костях соперника».

04 Источник: yandex.net

Помимо основной сюжетной линии противостояния есть еще одна, второстепенная, ничуть не менее важная – противостояние душ, идеологий. Зритель наблюдает беседу между Мамед-Яр-ханом и придворным философом по имени Юсуп. В повести Нурмурата Сарыханова этого персонажа нет, однако в фильме он пришелся как нельзя кстати: именно ему мы обязаны возможностью наблюдать поединок философий умов между героями. Конечно, Юсуп здесь в большей степени – метафора, и являет собой физическую ипостась внутреннего спора личности. Такой ход выглядит деликатным и гармоничным – лучше и не придумаешь.

Обсуждая вопросы оправданности власти, значения справедливости и правоты в соперничестве, цены слова и сущности победы оппоненты как бы приглашают к беседе своего зрителя, не навязывая определенных истин, но призывая к осознанию своих собственных. Такой формат делает мерное повествование весьма увлекательным, а вопросы, оставленные без ответов, нисколько не смущают.

05 Источник: yandex.net

Изящество повествования картины в своем времени искренне изумляет, а ее сдержанность и лаконичность дают серьезное основание считать ее одним из лучших примеров изобразительного творчества Советского Союза. Манера изложения отсылает к лучшим образчикам истоков французской новой волны, в частности Алена Рене, автора знаменитых «Хиросима, моя любовь» и «Прошлой ночью в Мариенбаде». Отталкиваясь от определенного стиля, Булат Мансуров трансформировал его в нечто новое, играющее в паре с народным наследием абсолютно другими красками.

06 Источник: moscowfilmfestival.ru

Любое воплощение аутентичности на экране стереотипно может казаться громогласным, пафосным манифестом об уникальности и превосходстве одной страны, ее граждан и их культуры, над другими. «Состязание» совершенно не тот случай. Это кино абсолютно универсально, несмотря на историческую подложку, народные костюмы и звучание дутара. В этом – еще одна заповедь автора, о равенстве не только в определенном, но и в глобальном смысле.

Возможно для кого-то единичные успехи страны на кинопоприще мало что значат, возможно, нынешний долгосрочный период застоя в искусстве играет большую роль, чем достижения прошлого. Но пусть в копилке кинематографа Туркменистана картин совсем немного – тем ценнее такое наследие, тем явственнее очерчиваются просторы для будущих свершений, тем ярче загорается надежда.

Маргарита Агаджанян