О предпразднестве Рождества Христова
Несколько дней перед Рождеством Христовом называются предпразднеством этого праздника. Основной мыслью богослужений этих дней является то, что воплощение Господа – это неизреченная тайна и снисхождение Бога к людям.
Сын Божий, став Человеческим, с первых дней вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающимся всячески помешать делу спасения людей. В канонах малого повечерия в дни предпразднества вспоминаются первые невинные страдальцы – Вифлеемские младенцы. Описывается образ неистового в злобе Ирода с «его сборищем иудейским». Эти каноны составлены по образу и подобию канонов Страстной седмицы. Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».
В дни предпраздненства Рождества Христова усиливается пост. А в последний день навечерия Рождества Христова достигает своей наибольшей строгости. В Сочельник вкушение пищи по уставу благословляется только один раз, после вечерни с литургией.
Слово «Сочельник» происходит от слова «сочиво», что означает кутия с медом. Сначала эту кашу варили из гороха, ячменя, и конечно, пшеницы. Позже стали использовать рис. В качестве приправы в горшочек шли изюм, мак, мед. Это блюдо имело и собственную символику. Зерно обозначало воскресающую жизнь, мед и другие сладости – блага, которые Господь пошлет семье в будущем.
Кутия обычно вкушается в память мучеников и при поминовении усопших. Таким образом, во вкушении сочива на трапезе в сочельник мы предузнаем о том, что Воплотившийся Христос есть и Агнец Божий, Которому предстоит добровольно пострадать за грехи всего мира; а также и трехдневный мертвец, которому волхвы помимо золота и ладана принесли смирну.