Дмитрий Долин
Опубликовано: 17:54, 18 декабрь 2022
Полезно знать

Что такое Новый Завет

Священное Писание представляет собой Божье Откровение, записанное избранными Им людьми для передачи в неизменном виде последующим поколениям. Христианское
Что такое Новый Завет

Что такое Новый Завет

Священное Писание представляет собой Божье Откровение, записанное избранными Им людьми для передачи в неизменном виде последующим поколениям. Христианское Священное Писание содержится в Библии. В настоящее время в продаже можно встретить отдельно продающиеся книги «Библия» и “Евангелие». Из-за этого у многих возникает непонимание и путаница. Закономерно встают вопросы: чем отличаются Библия и Евангелие? В чем разница? Не одна ли это книга, но названная на разных языках? Необходимо внести ясность.




Богослужебное Евангелие в руках православного священника


Что такое Библия


Библия — это греческое слово, означающее «Книги». Именно так, во множественном числе — не одна книга, а мини-библиотека. Это название относится ко всему комплексу Священного Писания, разделенному на Ветхий и Новый Заветы. Деление текстов на две части связано с приходом в мир Сына Божия. До Его Воплощения — это книги Ветхого Завета, после — книги Нового Завета.


Книги, вошедшие в состав Библии, имеют разнообразное содержание. Они были написана в течение продолжительного времени, более 1000 лет. Их писали на разных языках (еврейский, арамейский, греческий) разные люди, от рыбаков до царей. Поэтому жанры, стиль, манера изложения этих Книг существенно отличаются. Однако при всем этом Книги Священного Писания составляют одно целое. Все вместе они представляют собой максимально полное учение о истинном Боге.


«Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию» (митрополит Бориспольский Антоний Паканич).


Книги Ветхого Завета


Библия разделена на Ветхий и Новый Заветы. В библейском понимании Завет — это двухстороннее соглашение между Творцом и людьми. Божьи предложения можно условно выразить формулой: «если ты будешь…, то Я…». Господь обещает даровать особые благословения человеку при выполнении определенных условий, содержащихся в Завете.


Книги Ветхого Завета были написаны до Воплощения Сына Божия. В этих Книгах раскрываются первостепенные истины для всего человечества: сотворение мира, причины и следствие грехопадения первых людей. Ветхий Завет говорит о Божьих обетованиях (обещаниях), представлены богодухновенные образцы покаянных, просительных и хвалебных молитв. В ветхозаветные времена Божественные откровения способствовали людям «подготовиться» к встрече со Спасителем мира.


Религиозный опыт Ветхого Завета важен и для каждого современного человека. Для христиан история спасения начинается с грехопадения первых людей, то есть с возникновения потребности в спасении. Очень важно понять, от чего именно человечество должно спасаться, почему человек отдалился от Создателя и откуда появилась смерть. Об этом и говорят книги Ветхого Завета.


Ветхозаветные книги сообщают правила поведения (Закон) для людей, а также наказание за их нарушение. Главное событие в Библии — Крестная Жертва Сына Божия. Но что это за Жертва и зачем нужна, Кто и по какому поводу ее приносит, можно понять только из текста Ветхого Завета.


«В какой-то момент своего духовного роста всякий живущий в Боге человек неведомым образом проходит через Ветхий Завет для того, чтобы от него перейти к новозаветному боговедению. Как и когда это происходит, есть тайна, ведомая одному только Богу. Очевидно, переход этот осуществляется по-разному для каждой отдельной личности.


Но одно несомненно: Ветхий Завет неизбежен в деле нашего личного спасения. Поэтому ветхозаветные священные книги, в которых запечатлен для нас необходимый нам ветхозаветный религиозный опыт, находят свое естественное место в каноне Писания, в котором заключено то слово, которое угодно было Богу нарочито обратить ко всему человечеству через особо на то Им избранных богодухновенных писателей-пророков» (протоиерей Алексий Князев).


Книги Нового Завета


В Новый Завет вошли Книги, написанные после пришествия в мир Сына Божия. Они повествуют о жизни и искупительном служении Иисуса Христа, изложены основы и история зарождения учрежденной Церкви. В состав Нового Завета вошло 4 евангельские книги и 23 апостольских произведения.


Смысл заключения Нового Завета заключался в качественном изменении соглашения между людьми и Богом. Человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной Крестной смертью Сына Божия, вступает в совершенно иное, по сравнению с ветхозаветным, состояние. В ветхозаветном мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось условиях как бы юридического договора. В Новом Завете человек, не способный сам себя спасти, получил спасение Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира. Выдвигается новый принцип для обретения спасения — вера в Иисуса Христа как Спасителя мира.


«Ста­рое, а по­то­му вре­мен­ное, «со­гла­ше­ние», за­клю­чен­ное меж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком через по­сред­ство од­но­го на­ро­да, сме­ни­лось Но­вым и веч­ным Со­ю­зом-За­ве­том со все­ми людь­ми. Он за­клю­чён через во­пло­ще­ние, рас­пя­тие и вос­кре­се­ние Сы­на Бо­жия, став­ше­го Сы­ном Че­ло­ве­че­ским. Хри­стос Сам ука­зал гра­ни­цу меж­ду эти­ми дву­мя уров­ня­ми бы­тия: «Это – кровь Моя Но­во­го Со­ю­за (За­ве­та)». По­это­му ми­ро­вая ис­то­рия и де­лит­ся на два пе­ри­о­да: эру до и эру по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва, или эру вет­хо­го (ста­ро­го) и эру Но­во­го За­ве­та» (иподиакон Георгий Рубан).


Евангелие


Самые важные книги Нового Завета называются Евангелием, что в переводе с греческого означает «Благая весть». Они несут известие о спасении всех людей через Рождение, проповедь, Крестную смерть и Воскресение Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия. В этих книгах переданы свидетельства очевидцев о жизни Христа.


Евангелиями названы 4 книги Нового Завета. Их авторами являются апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) очень близки по содержанию и рассказывают в основном об одних и тех же событиях. Они называются синоптическими (от древнегреческого «συνοπτικός», со-«наблюдающий»). Евангелие от Иоанна существенно отличается от них как по содержанию, так и по стилистике. Иоанну как ближайшему ученику были открыты особые духовные тайны, поэтому и его Евангелие в большей степени касается богословских вопросов.


«Святой апостол Иоанн при написании своего евангелия, с одной стороны, хотел восполнить пробелы, замеченные им в первых трех, с целью изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать только как о «Сыне человеческом», а, с другой стороны, дал верующим в руки оружие для борьбы с появившимися ересями» (игумен Варфоломей Васюков).


Значение Евангелия


Святые Отцы утверждают, что чтение Евангелия направляют христиан на путь, прямо ведущий в Царствие Небесное к самому Господу. Поэтому очень важно для каждого читать Священное Писание ежедневно. В исполнение заповеди Спасителя «проповедуйте Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка, 16:15), во время православных богослужений происходит торжественный вынос Евангелия и его чтение. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие.


«Евангельский текст, заключенный в богато украшенный оклад, хранится во святая святых православного храма, а именно – в алтаре на святом престоле. В литургической практике Православной Церкви напрестольному Евангелию воздаются те же почести, какие принято воздавать святому Кресту и святым иконам – во время богослужения Евангелие кадят, его благоговейно лобызают, им благословляют молящихся.


И все это потому, что в этой Книге заключены «глаголы вечной жизни» (Евангелие от Иоанна, 6,68), те самые слова, которые произнес в дни Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос. Есть там и слова человеческие, которыми апостолы, эти неложные свидетели великих и спасительных дел Христовых, описали нам историю земной жизни своего Божественного Учителя. Но и они имеют статус непогрешимой истины, так что все Евангелие без изъятия и до последнего слова «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Второе послание апостола Павла к Тимофею,3:16-17)» (священник Андрей Гупало).


Библия и Евангелие: чем отличаются?


Итак, чем отличаются Библия и Евангелие?


Библия — это весь комплекс Священных Книг (всего 77). Евангелие — это важнейшая, но лишь часть (4 книги) Нового Завета. То есть Евангелие это составной элемент Библии, в котором заключен главный спасительный смысл всего Священного Писания.


Евангелие — канонические, то есть богодухновенные, Книги, читаемые во время церковных служб. В Библию помимо канонических входят 11 второканонических Книг. Во время службы в церкви они не читаются. Но как высоконравственное учение их включили в состав Ветхого Завета для назидательного чтения.


Ветхий Завет составлялся более 10 веков (с 15 века до Рождества Христова). Четыре Евангелия писали чуть более 50 лет (с 41 года после Рождества Христова). Последнее Евангелие от Иоанна было составлено между 90 и 110 годами.


Евангелия повествуют о Пришествии Христа, от Его Рождения до Вознесения на небо. А в Библии помимо этого содержится рассказ от начала сотворения мира. Таким образом решается вопрос «чем отличаются Библия и Евангелие».


«Православная Церковь воспринимает Священное Писание как неделимое целое, в центре которого находится Евангелие. Ветхий Завет понимается Церковью как «приготовление к Евангелию», а писания апостолов – как авторитетное толкование Евангельской Вести, принадлежащее ближайшим ученикам Христа» (митрополит Волоколамский Иларион).


Ветхий Завет и Новый Завет – отличие и сходство


Святая Библия: структура и содержание


Ветхий Завет и Новый Завет, отличие и сходство которых мы рассмотрим далее, это два раздела христианского Священного Писания – Библии. Оба Завета являются Божьим Откровением для человека. Они создавалась праведными людьми при участии Святого Духа. Таким образом, Библия является плодом сотворчества Бога и человека. Поэтому текст Писания является богодухновенным, но имеет характерные особенности стиля его земных авторов.




Библия


Канонический (то есть признанный Православной Церковью богодухновенным) состав Библии включает 66 книг. Большинство из них (39) относятся к Ветхому Завету. Эти произведения были написаны пророками Древнего Израиля в период с 13-го по 4-й век до Рождества Христова. Язык оригиналов данных текстов – древнееврейский. Остальные 27 библейских книг составляют Новый Завет. Они создавались после рождения Христа Его учениками (апостолами), в течение 1-го века н.э. При написании этих произведений использовался разговорный древнегреческий язык.


Всё Священное Писание отражает историю спасения падшего человека от власти греха и смерти. Это произошло благодаря воплощению (вочеловечиванию) Бога. При этом Ветхий Завет говорит о спасении пророчествами и прообразами. Тем самым он подготавливает человека (пока лишь в пределах избранного израильского народа) к Боговоплошению. В Новом же Завете повествуется об уже состоявшемся приходе в наш мир Спасителя Иисуса Христа. Его Рождество, земная жизнь, учение, миссия, Воскресение и Вознесение – это описывается во второй части Библии.


Что такое Завет?


В христианстве термин «завет» означает соглашение, союз между Творцом и человечеством, установленный для спасения последнего. Придерживаясь заключённого завета, человек сохраняет спасительную связь со Всевышним. Нарушение же союза приводит к духовной погибели главного Божьего творения. В дохристианскую пору было установлено несколько таких соглашений. Ветхий Завет – их общее объединяющее наименование.


Первый союз с Богом был положен Адамом и Евой в раю. Всевышний благословил наших прародителей:


«Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею» (Быт. 1:28).


Единственным запретом был доступ к плодам райского дерева познания добра и зла. По наущению дьявола обитатели рая ослушались Творца, вкусили плоды таинственного дерева, нарушив завет.


Грехопадение Адама и Евы лишило человечество благодатной связи с Богом. Зло отравило наше бытие, привнеся в него страдания и смерть. В «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 года можно найти следующие слова:


«Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть».


Понятия «Ветхий Завет» и «Новый Завет»: отличие


Участником остальных дохристианских союзов с Богом был избранный израильский народ. Эти заветы заключались через пророков. Среди них, например, спасённый от Всемирного потопа продолжатель человеческого рода Ной, родоначальник многих народов Авраам и выведший евреев из египетского рабства Моисей. Ветхие Заветы не могли вернуть былую связь с Творцом, но постепенно подготавливали возможность её восстановления.


Ветхозаветные Божественные законы и предписания ставили человека в подзаконное положение перед Всевышним. Однако это было необходимо для обуздания нашего заблудшего, жестокого и развращённого естества. Чтобы понять высокое Евангельское учение, человеку вначале необходимо было усвоить базовые нравственные нормы, отказаться от язычества, познать Единого Бога. В этом и заключался смысл ветхих заветов. По выражению протоиерея Серафима Слободского, лишь исполнив «закон строгой правды» люди смогли перейти к Христовому «закону Божественное любви и благодати».


Пришествие Христа и Его Искупление наших грехов примирило человека с Богом, установив между ними отношения совершенного иного уровня – Новый Завет. Чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета? Последний заключён уже не временно и не с отдельным народом. А навечно и со всем человечеством, открыв каждому из нас дорогу в когда-то утраченный рай. Чтобы стать участником Нового Завета и обрести Вечную Жизнь, необходимо уверовать во Христа, принять Святое Крещение и усердно трудиться над исполнением новозаветных заповедей. Помогает в этом регулярное участие в Церковных Таинствах. Например, в установленной Господом Евхаристии (Причастии) мы может соединиться с Ним и освятить своё естество. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:


«Тот только может наследовать вечное блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом» (Полное собрание творений, том 1).


Книги Ветхого и Нового Заветов


Составляющие Ветхий Завет и Новый Завет книги по содержанию делятся на законоположительные, учительные, исторические и пророческие. К законоположительным текстам Ветхого Завета относятся первые пять его книг (Пятикнижие Моисея): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Данные произведения описывают сотворение Вселенной и человека, грехопадение Адама и Евы, жизнь их потомков, а также законы (заповеди), которые Бог дал еврейскому народу через пророков.


Новозаветными законоположительными книгами считаются 4 Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). В них содержатся рассказы о земном служении Господа, а также Его поучения.


Историческими являются 12 ветхозаветных книг о хрониках еврейского народа до пришествия Мессии (книги Иисуса Навина, Товита, Есфирь и др.), а также новозаветные Деяния святых апостолов о миссионерстве учеников Христа после Его Вознесения. Ветхозаветные тексты на примере судьбы одного народа показывают нам спасительность Божьего Промысла, последствия отступления от Завета и значение покаяния. Эти исторические книги учат, что спастись может лишь тот, кто прилагает для этого усилия. Благодаря же новозаветной хронике апостольских деяний мы можем узнать историю зарождения и развития христианской Церкви.


Учительные и пророческие книги Библии


К учительным относятся 5 ветхозаветных книг про мудрость и праведность (Псалтирь, Притчи Соломоновы и др.), а также 21 новозаветное послание апостолов (Павла, Иакова и др.). Эти послания представляют собой назидательные письма для христиан в целом или же для их конкретных общин.


Оставшиеся библейские книги являются пророческими. Прежде всего, это названные именами авторов-пророков (Исаия, Иезекииль, Иеремия и др.) 17 ветхозаветных произведений с предсказаниями о еврейском народе и пришествии Спасителя. Пророческие тексты направляют избранный народ на путь спасения, напоминают о важности следования Божественным предписаниям. По выражению протоиерея Геннадия Фаста, мессианские пророчества являются «сутью и стержнем всего Ветхого Завета».


Единственной новозаветной пророческой книгой является Откровение Господа о конце времён, записанное апостолом Иоанном Богословом. В этом тексте затрагиваются такие события как Второе Пришествие Христа, Страшный Суд, окончательная победа Бога над злом и установление Царствия Небесного.


Итак, проанализировав оба Завета, можно прийти к выводу об их принципиальной содержательной разнице. Первая часть Священного Писания делает упор на законы, обряды, историю и пророчества. Второй же раздел Библии сосредоточен на темах нравственного совершенства, единения с Богом и перспективы Вечной Жизни. Протоиерей Олег Стеняев отмечает:


«Ветхий Завет рассказывает о том, что человек должен был сделать для Бога. Новый же Завет говорит о том, что Бог сделал для человека. Конечно, это несоизмеримые вещи. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит, что Новый Завет выше Старого, подобно тому как небо выше земли».


Значение Ветхого и Нового Заветов


Ветхий и Новый Завет – разница между ними очевидна. Однако Православная Церковь рассматривает их как единое спасительное Откровение любящего Творца. Протоиерей Всеволод Чаплин отмечает:


«в Священном Писании Ветхого и Нового Завета в полноте явил себя Истинный Бог».


Как учил святой Ефрем Сирин, оба Завета являются «единым телом Истины». Сам Господь подчёркивал, что Он не отменяет Закон, а дополняет и развивает его (Мф. 5:17). Ветхий Завет является фундаментом для Нового. Это «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24), который позволил падшему человеку «дорасти» до высот Евангелия.


Без знания первой части Священного Писания невозможно полноценное понимание Нового Завета. Как человечество потеряло рай и почему так долго ждало Спасителя? На эти вопросы отвечает Ветхий Завет. Приведём слова иерея Евгения Мурзина:


«Если отбросить Ветхий Завет, то мы не поймем практически ничего в Евангелии. Ветхий завет исполнен пророчеств и прообразов, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя».


Если Ветхий Завет, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), является «преобразованием спасения», то Новый Завет «преизобильно преподаёт» это спасение (Полное собрание творений, том 4). Вторая часть Библии является драгоценным источником Христового учения. Это наставление, как восстановить разорванную грехопадением связь с Творцом. Как не только очистить душу от греха, но и наполнить её Божественной благодатью. Иерей Андрей Чиженко отмечает:


«Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней. Это голос самого Христа».


Значимость обоих Заветов в Православии подтверждается присутствием их текстов в христианских богослужениях. Например, ни одно из них не обходится без цитирования ветхозаветных псалмов Давида, отражающих многогранность отношений человека и Бога. Сразу шесть псалмов читаются на утрени (Шестопсалмие). Евангельские главы торжественно проговариваются на утрене, всенощном бдении, Божественной литургии, молебнах, в некоторых Таинствах и требах. На литургии перед Евангелием также читаются Апостольские послания и Деяния.


Молитвы, совершаемые перед и после чтения Евангелия


Краткая молитва перед чтением Евангелия


Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́.


Читайте также:  Что за праздник Пасха

Молитва иная


Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.


Молитва после чтения Евангелия


Сла́ва Тебе́, Го́споди Царю́, Сы́не Бо́га жива́го, сподо́бивый мя́ недосто́йнаго Боже́ственная Твоя́ словеса́ и гла́с Свята́го Ева́нгелия Твоего́ слы́шати; си́м у́бо влады́чним Твои́м гла́сом, укрепи́ мя́ в покая́нии настоя́щия сея́ жи́зни прейти́ но́щь, от вся́каго избавля́я мя́ наве́та и зло́бы ви́димых и неви́димых вра́г: Ты́ бо еси́ еди́н си́льный, и ца́рствуяй во ве́ки. Ами́нь.


Новый Завет – история, содержание, значение


Новый Завет – вторая часть христианской Библии, которая также называется Священным Писанием. Первая часть именуется Ветхим Заветом. Он представляет собой сборник священных древнееврейских книг, написанных до рождения Иисуса Христа – Спасителя человеческого рода от греха и духовной смерти.


Ветхий Завет с помощью пророчеств и прообразов предсказывает приход Мессии. Новый же Завет создавался после Его пришествия. Вторая часть Библии повествует о воплощении и земной жизни Господа, Его добровольной искупительной смерти на кресте и Воскресении. Также Новый Завет содержит спасительное учение Христа, которое Он завещал всему человечеству. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о Новом Завете:


«От него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы… которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом» (Полное собрание творений, том 1).




Богослужебное Евангелие в православном храме


Кто написал Новый Завет? Как и вся Библия, он является Божьим Откровением. Новый Завет был создан в результате совместного творчества Святого Духа и избранных праведников. Канонический состав Нового Завета включает 27 священных книг. Они были написаны учениками Христа (апостолами) в течение 1-го века нашей эры. Язык оригиналов этих произведений – разговорный древнегреческий.


Канон Нового Завета формировался Церковью в течение первых столетий христианства. Проводился тщательный отбор богодухновенных текстов из общего числа раннехристианской литературы. Официально состав Нового Завета был принят в 692 году на Трулльском соборе в Константинополе. Однако известно, что, например, святитель Афанасий Великий (4 век) уже имел полный канон Нового Завета.


Почему Новый Завет так называется?


«Заветом» в христианстве именуется союз, соглашение между Всевышним и человеком. Следуя установленному завету, человек пребывает в благодатной связи с Богом и тем самым спасает свою душу. В дохристианскую эпоху было заключено несколько таких союзов. В совокупности они называются Ветхим Заветом.


Самое первое соглашение Бог заключил ещё в раю, с Адамом и Евой. Бог благословил их владычествовать над природой, запретив лишь пробовать плоды древа познания добра и зла. Однако наши прародители нарушили запрет и таким образом расторгли связь с Богом. Первородный грех впустил в жизнь людей зло, скорби и смерть. Следующие дохристианские заветы заключались с ветхозаветными праведниками (Ной, Авраам, Моисей и другие). Они должны были подготовить человека к пришествию Спасителя.


И вот, два тысячелетия назад воплотившийся Господь искупил нас от первородного и всех последующих грехов. Это событие открыло эпоху совершенно новых отношений Бога и человека, которые именуются Новым Заветом. В отличие от Ветхих Заветов, он был заключён не с отдельным народом, а со всем человечеством. И не временно, а навечно. Теперь каждый, кто уверует во Христа и примет Святое Крещение, становится участником нового союза с Богом и может обрести Вечную жизнь. Приведём слова святителя Игнатия (Брянчанинова):


«Вечное блаженство – духовно, Божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом» (Полное собрание творений, том 4).


Воссоединение человека с Богом


Ветхозаветный человек находился в рабском, подзаконном положении перед любящим, но строгим Богом. Таков был единственный способ направить заблудшее творение на верный путь. Грубому, повреждённому грехом человеку нужно было «дорасти» до необходимого для Пришествия Мессии духовного состояния.


Но благодаря искупительной жертве воплотившегося Христа произошло долгожданное примирение Творца и Его главного творения. Теперь мы можем соединиться с Богом через установленное Спасителем Таинство Евхаристии (Причастие). Участники Нового Завета освобождены от оков греха, наделены благодатью и призваны к святости. Приведём слова протоиерея Алексия Чубакова:


«Каждый человек призван к святости. Человек – в Таинстве Крещения, в Таинстве Причащения Святых Христовых Таин – получает благодать. То есть получает таланты, которые он должен сохранить и преумножить, а затем принести Господу. Каждый из нас – представитель народа святого избранного (см. 1Пет. 2:9). Об этом мы должны помнить и к этому стремиться – к построению здания добродетели».


Книги Нового Завета


Из чего состоит Новый Завет? С точки зрения содержания книги Нового Завета делятся на учительные, исторические и пророческие. К учительным относятся 4 Евангелия (от Матфея, Луки, Марка и Иоанна). А также 21 апостольское послание (7 Соборных Посланий от Иакова, Петра, Иоанна и Иуды + 14 Посланий Павла). Послания имеют вероучительный характер и были написаны раньше остальных новозаветных книг. Соборными называются те апостольские письма, которые изначально предназначались для всех христиан. Послания же Павла были написаны конкретным христианским общинам тех времён, а также отдельным личностям.


Позднее были написаны Евангелия, которые повествуют о земном служении Христа и излагают Его проповеди. Слово «Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Данные новозаветные книги называются так, поскольку содержат радостную весть Господа и его учеников о спасении человеческого рода и наступлении Царства Божьего.


Историческая книга Нового Завета – Деяния святых апостолов, написанная апостолом Лукой. Это произведение описывает Вознесение Христа, создание и развитие христианской Церкви, миссионерскую деятельность апостолов. Завершается Новый Завет пророческой книгой Откровение Иисуса Христа, записанное Иоанном Богословом. Она содержит пророчества о конце времён, Втором пришествии Христа, Страшном Суде и установлении Божьего Царства.


Тем, кто задаётся вопросом о подлинности новозаветных книг, следует знать, что до нас дошли тысячи их древних копий. Это количество является рекордным для античных документов и гарантирует достоверность новозаветного текста. Другим аргументом в пользу его аутентичности является тот факт, что раннехристианские богословы оставили многочисленные свидетельства своего знакомства со всем составом Нового Завета. Выдающийся английский исследователь античных рукописей Фредерик Кеньон отмечает:


«Промежуток между временем первоначального составления [Нового Завета] и древнейшими сохранившимися свидетельствами становится настолько малым, что им следует пренебречь. Последние основания для любых сомнений в том, что тексты Писания дошли до нас существенно в том же виде, в каком они были написаны, в настоящее время исчезли. Как аутентичность, так и общая правдивость книг Нового Завета могут рассматриваться как окончательно установленные».


Новый Завет: значение для христианина


Библия, Новый Завет повествует о ключевом событии христианства – воплощении Бога и Его спасении человечества от власти греха. Эта книга является драгоценным источником спасительного Христового учения. Новый Завет – Откровение человеку о том, как восстановить благодатную связь с Богом и обрести Вечную Жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит:


«В недре Ветхозаветной Церкви было только преобразование спасения. В недре Новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение» (Полное собрание творений, том 4).


Иерей Андрей Чиженко называет Евангелие главной книгой человечества, голосом Самого Христа, источником жизни, благодаря которому мы соединяемся с Господом и воскресаем в Нём. Иерей Михаил Ромадов отмечает, что всё многовековое святоотеческое богатство христианства уходит своими корнями в Новый Завет. Написанный святыми апостолами, он является фундаментом Церкви.


Святые Отцы и современные священники указывают на необходимость регулярного чтения Нового Завета и изучения его толкования. Они советуют включать по одной главе из Деяний святых апостолов и Евангелия в ежедневное молитвенное правило. Также существуют специальные молитвы, которыми следует предварять и заканчивать чтение Священного Писания. Иерей Андрей Чиженко отмечает:


«Очень важно читать Новый Завет каждый день. Но не «нога за ногу», поудобнее устроившись в кресле. Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт».


Преподобный Иоанн Златоуст наставляет:


«Когда сядешь читать Священное Писание, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные».


Преподобный Исаак Сирин учит, что Евангелие, Новый Завет завещаны нам Господом и ведут к познанию мира и Божьего Промысла. Святитель Иоанн Златоуст называет чтение Писания сокровищем и защитой от грехов. Ведь каждый Евангельский стих служит кладезем «великой духовной силы и неизреченного богатства мыслей». Пренебрежение Библией богослов именует глубокой пропастью и потерей для спасения, причиной возникновения ересей и хаоса в духовной жизни. Святитель Иоанн призывает христиан:


«Будем совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными руководиться Духом Святым в разумении написанного и получить отсюда великую пользу» (Полное собрание творений, том 4).


Молитвы, совершаемые перед и после чтения Евангелия


Краткая молитва перед чтением Евангелия


Го́споди, просвети́ о́чи мои́ серде́чные све́том ра́зума Свята́го Ева́нгелия Твоего́.


Молитва святителя Иоанна Златоуста


Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́


Молитва иная


Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.


Перевод: Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Господи, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред блаженными Твоими заповедями, дабы мы, все плотские влечения поправ, проводили духовную жизнь, о всём, что́ ко благоугождению Тебе, мысля и то́ совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


После чтения Евангелия


Молитва 1


Сла́ва Тебе́, Го́споди Царю́, Сы́не Бо́га жива́го, сподо́бивый мя́ недосто́йнаго Боже́ственная Твоя́ словеса́ и гла́с Свята́го Ева́нгелия Твоего́ слы́шати; си́м у́бо влады́чним Твои́м гла́сом, укрепи́ мя́ в покая́нии настоя́щия сея́ жи́зни прейти́ но́щь, от вся́каго избавля́я мя́ наве́та и зло́бы ви́димых и неви́димых вра́г: Ты́ бо еси́ еди́н си́льный, и ца́рствуяй во ве́ки. Ами́нь.


Молитва 2


Господи, Боже наш, наделивший нас вечной душой, просветивший нас Словом Своим и давший нам сердце, ищущее Тебя! Дай нам, подобно женам-мироносицам, верность в следовании за Тобой. Когда же нас будут одолевать сомненья и обступит тьма, Ты Сам укрепи и поддержи нас, и приведи к радостной встрече с Тобой, в этой жизни и в вечности. Аминь.


Новый Завет


Но́вый Заве́т (др.-греч. Καινὴ Διαθήκη ) — собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии.


Содержание


История


Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э., были написаны на греческом койне, который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н. э. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). [1]


Понятие «Новый Завет» (лат. Novum Testamentum ) в нынешнем понимании встречается у апостола Павла в первом и втором посланиях коринфянам:


Он дал нам способность быть служителями Нового Завета (1Кор.11:25; 2Кор.3:6)


Также это же понятие использовал в синоптических Евангелиях сам Христос [2] :


. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф.26:28)
. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. (Мк.14:24)


. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:20)


В христианское богословие понятие «Новый Завет» было введено в конце II века —- в начале III века в трудах Климента Александрийского , Тертуллиана и Оригена [2] Хотя впервые само понятие Новый Завет (ивр. בְּרִית חֲדָשָׁה ‎) впервые употреблено [1] [3] в книге пророка Иеремии:


Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Иер.31:31)


В дохристианское время это же понятие Новый Завет, или Новый Союз (в смысле союза с Богом) применительно к себе использовали члены иудейской кумранской общины. [4]


Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла, а наиболее поздними — произведения Иоанна Богослова. Ириней Лионский считал, что Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка были написаны в то время, когда апостолы Пётр и Павел проповедовали в Риме (60-е годы н. э.), а Евангелие от Луки немного позднее. Кроме того, по свидетельству Иеронима: «Матфей… первым в Иудее для тех, кто уверовал из обрезания, составил Евангелие Христово, еврейскими буквами и словами, кто же затем перевёл его на греческий недостаточно известно». (De vuris inlustribus III)


Книги Нового Завета




























































































































































































































Евангелие от Матфея Evangelium secundum Matthaeum Мф Mt Mt Греческий (Койне)
Евангелие от Марка Evangelium secundum Marcum Мр,Мк Mk M,Mk Греческий (Койне)
Евангелие от Луки Evangelium secundum Lucam Лк Lk L,Lk Греческий (Койне)
Евангелие от Иоанна Evangelium secundum Ioannem Ин Jn Jn,Jo Греческий (Койне)
Деяния святых апостолов Actus Apostolorum Деян Acts A Греческий (Койне)
Послание к Римлянам Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Греческий (Койне)
1-е послание к Коринфянам Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Греческий (Койне)
2-е послание к Коринфянам Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Греческий (Койне)
Послание к Галатам Epistula ad Galatas Гал Gal G Греческий (Койне)
Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios Еф Eph E Греческий (Койне)
Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses Фил Phil Phi Греческий (Койне)
Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses Кол Col C Греческий (Койне)
1-е послание к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес, 1Сол 1 Thess 1Th Греческий (Койне)
2-е послание к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес, 2Сол 2 Thess 2Th Греческий (Койне)
1-е послание к Тимофею Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Греческий (Койне)
2-е послание к Тимофею Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Греческий (Койне)
Послание к Титу Epistula ad Titum Тит Tit T Греческий (Койне)
Послание к Филимону Epistula ad Philemonem Флм Philem P Греческий (Койне)
Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Греческий (Койне)
Послание Иакова Epistula Iacobi Иак Jas Ja Греческий (Койне)
1-е послание Петра Epistula I Petri 1Пет 1 Pet 1P Греческий (Койне)
2-е послание Петра Epistula II Petri 2Пет 2 Pet 2P Греческий (Койне)
1-е послание Иоанна Epistula I Ioannis 1Ин 1 Jn 1J, 1Jn Греческий (Койне)
2-е послание Иоанна Epistula II Ioannis 2Ин 2 Jn 2J, 2Jn Греческий (Койне)
3-е послание Иоанна Epistula III Ioannis 3Ин 3 Jn 3J, 3Jn Греческий (Койне)
Послание Иуды Epistula Iudae Иуд Jude J Греческий (Койне)
Откровение Иоанна Богослова Apocalypsis Ioannis Откр. Rev R Греческий (Койне)

Авторство


Евангельские тексты анонимны [7] . Каждое из Евангелий было приписано определённому автору только в начале второго века [8] . [9] .


Текстология


Количество известных рукописей Нового Завета значительно превосходит количество рукописей любого другого древнего документа (24 тыс. рукописей для Нового Завета и 643 рукописи для Илиады Гомера — следующего по количеству известных списков текста). При этом временной промежуток между написанием оригинала и датой наиболее ранней дошедшей до нас рукописи Нового Завета значительно меньше, чем этот показатель для копий произведений классических авторов (250-300 лет для Нового Завета против 1400 лет для наиболее древнего надежного списка пьес Софокла, которые считаются дошедшими по сути в точном виде) [10] .


Проблема языка


Первоначальное христианство говорило на языке того общества, из которого оно вышло. Во времена Иисуса Христа наиболее распространёнными языками на Святой земле были греческий (койне), арамейский и в ограниченных пределах еврейский (Mishnaic Hebrew), который употреблялся в основном как язык богослужений. Большинство исследователей считает, что первоначальные тексты Нового Завета были написаны на греческом диалекте койне, являвшемся лингва-франка в провинциях Римской империи Восточного Средиземноморья в I-м веке н. э. Позднее тексты были, вероятно, переведены с греческого на другие языки (латынь, сирийский, коптский). Высказывались предположения, в том числе и некоторыми из Отцов Церкви II—III веков, что Евангелие от Матфея первоначально было создано на еврейском или арамейском языках, а Послание к Евреям было изначально написано на еврейском языке, а затем переведено Евангелистом Лукой на греческий. Однако подобные предположения не нашли серьёзной поддержки у современных экспертов, которые на основании литературных аспектов текстов Матфея и Послания к Евреям приходят к выводу, что эти произведения также непосредственно создавались на койне.


Находящаяся в значительном меньшинстве часть учёных рассматривает арамейскую версию Нового Завета в качестве оригинальной, а греческие тексты считает переводами.


Канонизация Нового Завета


Книги Нового Завета были канонизированы христианской церковью на Вселенских Соборах. Проблемы возникли только с двумя книгами. На Востоке Откровение Иоанна Богослова считали слишком мистической книгой (её до сих пор не читают при богослужениях), а на Западе сомневались в авторстве одного из Посланий Павла.


Известен так называемый канон Муратори, названный так по имени миланского библиотекаря, открывшего в XVIII в. древний папирусный фрагмент с перечислением канонических книг Нового Завета. Фрагмент датируется примерно 200 г., в нём отсутствует ряд произведений, впоследствии вошедших в канон: Послание Павла к евреям, оба Послания Петра, Третье Послание Иоанна, Послание Иакова. Зато в этом каноне фигурирует Апокалипсис Петра, впоследствии причисленный к апокрифам.


Большие споры долго вызывал вопрос о включении в канон Апокалипсиса Иоанна. Лаодикийский поместный церковный собор (364 г.), утвердил новозаветный канон в составе 26 книг, составляющих его и теперь, — без Апокалипсиса. После этого вопрос о новозаветном каноне обсуждался ещё на двух поместных соборах, — Гиппонском (393 г.) и Карфагенском (397—419 гг.), и был окончательно принят вторым правилом Пято-шестого собора (Трулльского) (692 г.).


Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими.


В Эфиопской церкви принят нестандартный канон Нового Завета (туда входят несколько книг, считающихся остальными христианами апокрифами).


Ранние манускрипты






Окончание книги Деяний апостолов (Folio 76r) из Александрийского кодекса, который характеризуется Византийским типом текста в Евангелиях и Александрийским типом текста в остальных книгах Нового Завета


Древние манускрипты текстов Нового Завета обычно классифицируются по четырём типам. При этом некоторые известные рукописи сочетают элементы нескольких указанных типов текста:



Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)