Дмитрий Долин
Опубликовано: 18:30, 18 декабрь 2022
Полезно знать

Что такое литургия в церкви

П ервое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом
Что такое литургия в церкви

Что такое литургия в церкви



П ервое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.


Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).


Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).


Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.


В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.


Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.


О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).


Разделение Литургии


Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются. Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургиею верных».


Первая часть Литургии
Проскомидия или «Принесение»


Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».


Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).


По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:



  1. из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.

  2. с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,

  3. с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.


Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.


Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).


Общий очерк Проскомидии


После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.


Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.


Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).


В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.


Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.


Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.


Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.


Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.


По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св. потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св. потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.


Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.


Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.


На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.


На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях. Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр. Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.


На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.


В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).


Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.


В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».


Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.


Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.


Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.


Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.


Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.


Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.


Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.


Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.


Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.


Схема часов



  1. Обычное начало

  2. Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.

  3. Слава и ныне аллилуиа

  4. Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)

  5. Богородичен

  6. Трисвятое, «Отче наш»

  7. Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)

  8. «Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне», «Честнейшую херувим»

  9. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»

  10. Заключительная молитва к Господу Иисусу


Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.


Схема Проскомидии



  1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.

  2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.

  3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор

  4. Поставление звездицы над дискосом.

  5. Покрытие св. дискоса и потира покровами.

  6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.

  7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров в отпуск.


Страницы


Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно
благодаря вашей поддержке.


Божественная Литургия




Литурги́я (греч. λειτουργία , «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии.


Основные песнопения его ведут историю с глубокой древности. Как повествуют некоторые дошедшие до наших дней церковные предания и документы, уже в I веке существовало антифональное пение, евхаристическая молитва [1] ; чуть позже были введены другие духовные песни и молитвы: «Святый Боже…» — с 438, Символ веры — в 510, «Единородный Сыне…» — с 536, «Да исполнятся…» — с 620, «Достойно есть…» — с 980 и т. д.


Содержание


Литургическая символика


Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится жертва, и самой жертвой, приносимой за грехи мира. Вся же Евхаристия выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлиеме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т. д.


Топографический символизм


Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной» (PG,106,943A), то есть он является литургическим образом мира, близким к мимитическому подобию. В храме сконцентрированы «все красоты вселенной». Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях. Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире. «Если существует некоторое слияние противоположностей всего мира, дольнего и горнего — оно здесь» (Иоанн Геометр, PG, 106, 944B). По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх,— весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н. «топографического символизма», реальности высшего духовного порядка. Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлиемской пещерой и, одновременно, по Герману, местом погребения Христа (по Софронию Иерусалимскому — гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником. Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.


Церковь земная и небесная


Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли. Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас» (345 CD). Таким образом, по учению св.отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чем поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие…».


Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой. Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму. «Мне кажется,— писал св. Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа». Ту же мысль высказывает и св. Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрния к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».


Литургия как воспоминание


Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнезиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нем вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее ее. Так в «анамнезисе» литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню (в ней анамнезис — название ее части), «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мервых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» (PG, 98, 389D).


Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нем частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.


Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей (PG, 91, 705A-C). Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т. п.


Литургия византийского обряда


В византийском обряде (православие и греко-католицизм) в настоящее время служится три варианта литургии:



— служится почти круглый год; — служится десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 1 (14) января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого Поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу; (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести недель поста, в четверг пятой недели поста,в понедельник, вторник и среду Страстной недели.

Помимо этого, в некоторых Поместных Православных церквах (напр. Иерусалимской и Элладской) единожды в год служится Литургия апостола Иакова в день памяти апостола Иакова — 30 апреля.


Что такое Божественная литургия?


Большинство прихожан старается посещать храм минимум один раз в неделю. Выбирая, в какой день отправляться в церковь, верующие отдают предпочтения воскресенью, когда совершается божественная литургия. Однако многие при этом не задумываются о важности и символизме этой службы. Только при выполнении этого условия посещение храма будет благоприятно сказываться на духовном состоянии человека.


Особенности Божественной литургии




Фото: Radiovera.ru


Божественная литургия – самая главная и важная часть богослужений, совершаемых в храме. Именно во время нее происходит Таинство Причащения. По сути, это то, ради чего необходимы все остальные службы. Получается, что другие богослужения играют роль своеобразной подготовки к главной литургии.


Таинство Причастия (его еще называют Евхаристией) было дано людям Иисусом Христом на Тайной вечере. Слово «евхаристия» дословно переводится на русский язык как «благодарение». В ходе божественной литургии прихожане воздают благодарности Всевышнему. Эта традиция упоминается в божественных заповедях, в которых Господь заповедовал посвящать седьмой день Богу, вере и спасению своей души.


Разновидности литургий




Фото: Roslavlep.ru


Стоит отметить, что литургия совершается не только каждое воскресенье. Иногда она проходит в будни, когда выпадает на День памяти особо почитаемых святых, также проводится по двунадесятым праздникам.


Существует три разновидности литургий:



  1. Чаще всего проводится литургия Иоанна Златоуста.

  2. По воскресеньям во время Великого поста служат литургию святого Василия Великого. Также она проходит в День памяти этого святого, в Крещенский и Рождественский сочельник.

  3. По средам и пятницам во время Великого поста устраивается литургия Преждеосвященных Даров.


Между собой эти литургии отличаются чинопоследованием, то есть читаются разные заамвонные молитвы.


Подробнее следует остановиться на литургии Иоанна Златоуста, так как прихожане посещают ее чаще всего.


Читайте также:  Можно ли зажигать церковные свечи дома

Порядок проведение литургии святого Иоанна Златоуста




Фото: Roslavlep.ru


Литургия проводится в строгом соответствии с чинопоследованием, составленным еще самим святым. Данный порядок появился во времена раннего христианства, существует до сих пор. Единственное принципиальное изменение, которое произошло за это время, заключается в том, что много веков назад в храме не существовало разделения на клирос и народ, поэтому все присутствующие исполняли божественные песнопения вместе.


Сама литургия святого Иоанна Златоуста включает в себя три части:



;
литургия оглашенных;
литургия верных.

Символический смысл службы является своеобразным олицетворением земного пути, который преодолел Спаситель.


Проскомидия




Фото: Soborbrest.by


Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Для этого священнослужитель, проводящий божественную литургию, берет пять богослужебных просфор и вырезает из первой просфоры небольшой кусочек в виде кубика, который имеет название Агнец. Он олицетворяет собой тело Спасителя.


В чаше смешивается вода и вино. После этого достают символические частицы из остальных просфор:



в честь Божьей Матери;
в честь девяти чинов святых, называемая девятичинной;
частица за живых;
еще одна частица за умерших.

Все частицы, вырезанные из просфор, выкладывают на специальном блюде, называемом дискос. Их располагают в строго определенном символическом порядке вокруг Агнца. Последний покрывается звездицей, которая символизирует рождественскую звезду, появившуюся на небосклоне в ночь, когда на свет появился Спаситель. После этого чаша укрывается покровами.


На клиросе во время проведения этой процедуры не прекращается чтение третьего и шестого часов.


Литургия оглашенных




Фото: Eparhia-saratov.ru


Если священник вырезает просфоры в специально отведенном для этого месте, то на этой части богослужение допускается присутствие всех без исключения прихожан, в том числе оглашенных. Оглашенными называют тех, кто готовится принять Таинство Крещения.


Эта часть божественной литургии начинается со слов священника: «Благословенно Царство». После произносится мирная ектения, исполняются псалмы 102, 145 и гимн, посвященный Иисусу Христу «Единородный Сыне».


Когда открываются Царские врата, бывает Малый вход, который проводится под пение Блаженных. Происходящее символизирует выход Спасителя на проповедь. После исполнение тропарей праздника диакон просит о спасении благочестивых, затем хор исполняет Трисвятое.


Продолжается эта часть божественной литургии прокименом и чтением Апостола. Священник затем приступает к чтению Евангелие.


В некоторых случаях в этом месте священник произносит проповедь. Если она не запланирована, то сразу переходят к ектении. В ней упоминают прихожан, за которых молятся за здравие и упокой.


Эта часть литургии святого Иоанна Златоуста завершается ектенией об оглашенных, после чего все, кто готовится к данному Таинству Крещения, должны покинуть храм.


Литургия верных




Фото: Ump-saratov.cerkov.ru


Финальная часть литургии святого Иоанна Златоуста начинается с ектении, после которой хором исполняется Херувимская песнь. В ней прихожан призывают позабыть о земном, посвятив себя прославлению Всевышнего.


Происходит Великий вход с чашей, что символизирует крестный путь, который прошел Иисус. В некоторых случаях организуется просительная ектения с основными прошениями прихожан. Далее исполняется Символ веры, после которого начинается Евхаристический канон.


Во время божественной литургии это самая главная часть, когда вино и хлеб претворяются в Кровь и Тело Спасителя. Священник благословляет всех собравшихся, призывая душой вознестись к Всевышнему. Само претворение вина и хлеба в Кровь и Тело Христа происходит в середине канона.


Прихожане, согласно установленному порядку, должны в этот момент положить три земных поклона. Далее звучит прославление Богородицы «Достойно есть». Когда завершается исполнение «Отче наш», священнослужитель поднимает чашу, начиная причастие со священников, собравшихся в алтаре.


Затем открываются Царские врата. Чаша выносится к прихожанам, начинается их причастие. К этому Таинству верующий должен подготовиться особым образом. Предварительно нужно исповедаться, поститься, читать особые молитвы.


Литургия — это. Что такое Божественная литургия


Очень важно определить для себя такие понятия, как Божественная литургия, Таинство Причастия и Евхаристия. В переводе с греческого языка Евхаристия обозначает «таинство благодарения». А вот литургия – это самая великая церковная служба, во время которой приносятся в жертву Плоть и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Потом происходит и само Таинство Причастия, когда человек, вкушая освященные хлеб и вино, приобщается к Богу, что предполагает его чистоту как физическую, так и духовную. Поэтому перед Причастием необходимо обязательно исповедаться.




Церковное богослужение бывает суточным, недельным и годовым. В свою очередь, суточный круг включает в себя те богослужения, которые совершает Православная Церковь на протяжении суток. Их насчитывается девять. Главная и основная часть церковного богослужения — это Божественная литургия.


Суточный круг


Моисей описывал сотворение мира Богом, начиная «день» с вечера. Так повелось и в Христианской Церкви, где «день» тоже стал начинаться с вечера и получил название вечерня. Эта служба совершается в конце дня, когда верующие люди благодарят Бога за прошедший день. Следующая служба имеет название «повечерие», и она состоит из ряда молитв, которые читаются для того, чтобы просить у Бога нашего прощения всех грехов и защиты тела и души во время сна от злых козней дьявола. Затем идет полунощница, призывающая всех верующих быть всегда подготовленными к тому дню, когда наступит Страшный Суд.




На утренней службе православные прихожане благодарят Господа за прошедшую ночь и просят у него милости. Первый час соответствует нашим семи часам утра и служит временем освящения молитвою наступления нового дня. В третий час (девять часов утра) вспоминается сошествие на апостолов Святого Духа. В шестой час (двенадцать часов дня) вспоминается распятие Христа. В девятый час (третий час полудня) вспоминается крестная смерть Спасителя Христа. После наступает Божественная литургия.


Православная литургия


В церковном богослужении Божественная литургия – это главная и основная часть служения, которую проводят до обеда, а точнее утром. В эти моменты вспоминается вся жизнь Господа от момента его Рождения и до Вознесения. Таким удивительным образом, происходит Таинство Святого Причастия.




Главное, нужно понимать, что литургия – это Великое Таинство Любви Господа Бога к человеку, установленное им самим в день Тайной Вечери, которое он повелел творить своим апостолам. После того как Господь вознесся на Небеса, апостолы стали совершать Таинство Причастия каждый день, читая при этом молитвы, псалмы и Священное Писание. Первый чин литургии был составлен апостолом Иаковом.


Все церковные службы в самые древние времена проходили в монастырях и у отшельников в положенное для них время. Но потом для удобства самих верующих людей эти службы объединили в три части богослужения: вечерние, утренние и дневные.




Вообще, литургия – это, прежде всего, благодарение Сына Божия за Его благодеяния, видимые и невидимые, которые Он посылает через людей или всякие обстоятельства, за Его крестную смерть и спасительные страдания, за Его воскресение и вознесение, за милосердие и возможность обратиться к Нему за помощью в любую минуту. Люди идут на литургию для преображения их сознания и изменения восприятия действительности, чтобы произошла таинственная встреча с Богом и с самим собой, таким, каким хочет видеть и ожидает к Себе Господь.


Литургия — это и молитва Богу за всех своих родных, близких, за себя, за страну и за весь мир, чтобы он в трудную минуту защитил и утешил. В конце недели обычно проводится особая благодарственная служба и воскресная литургия.


За время литургии происходит важнейшее церковное Таинство – Евхаристия («благодарение»). Каждый верующий христианин к этому времени может подготовиться и принять Святое Причастие.


Православная литургия подразделяется на три вида, которые носят названия святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.


Литургия Иоанна Златоуста


Такое название церковная литургия получила благодаря ее автору, которым считается архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст.




Он жил в IV веке, им тогда и были собраны воедино различные молитвословия и создан чин христианского богослужения, который совершается в большую часть дней богослужебного года, кроме некоторых праздников и нескольких дней Великого поста. Святитель Иоанн Златоуст стал автором тайных молитв священника, читаемых во время служения.


Литургия Златоуста делится на три последовательных части. Сначала идет проскомидия, за ней Литургия Оглашенных и Литургия Верных.


Проскомидия


Проскомидия переводится с греческого языка как «подношение». В этой части идет подготовка всего необходимого для совершения Таинства. Для этого используются пять просфор, однако именно для самого причащения используется одна единственная, имеющая название «Святой Агнец». Проскомидия проводится православным священником на специальном жертвеннике, где свершается само Таинство и соединение на дискосе всех частиц вокруг Агнца, который создает символ Церкви, во главе которого находится сам Господь.


Литургия Оглашенных


Эта часть является продолжением литургии святителя Златоуста. В это время начинается подготовка верующих к Таинству Причащения. Вспоминается жизнь и страдания Христа. Литургия Оглашенных получила свое название потому, что в древности к ней допускались только наставляемые или оглашенные люди, подготавливаемые к принятию Святого Крещения. Они стояли в притворе и должны были выйти из храма после специальных слов диакона: «Оглашении, изыдите…».




Литургия Верных


На ней присутствуют только крещеные православные прихожане. Это специальная божественная литургия, текст которой читается из Священного Писания. В эти моменты завершаются важные священнодействия, подготовленные ранее во время предыдущих частей литургий. Дары с жертвенника переносятся на престол, верующие подготавливаются к освящению Даров, потом и Дары освящаются. Затем все верующие готовятся к Причастию и причащаются. Дальше происходит благодарение за Причастие и отпуст.


Литургия Василия Великого


Богослов Василий Великий жил в IV веке. Он занимал важный церковный сан архиепископа Кесарии Каппадокийской.




Одним из его главных творений считается чинопоследование Божественной Литургии, где записаны тайные молитвы священнослужителей, читаемые во время церковной службы. Туда же он включил и другие молитвенные прошения.


По Христианскому Уставу Церкви этот обряд совершается только десять раз в году: в день памяти преподобного Василия Великого, на Рождество и Крещение, с 1-го по 5-е воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и в Великую субботу Страстной седьмицы.


Это служение во многом похоже на Литургию Иоанна Златоуста, только разница заключается в том, что здесь не поминаются усопшие на ектенье, читаются тайные молитвы, происходят определенные песнопения Божией Матери.


Литургию святителя Василия Великого принял весь православный Восток. Но через некоторое время Иоанн Златоуст, ссылаясь на немощь человеческую, произвел сокращения, которые, впрочем, касались только тайных молитв.


День памяти Василия Великого отмечается 1 января по старому стилю и 14 января по новому.


Литургия Преждеосвященных Даров


Эту традицию церковного богослужения приписывают святителю Григорию Великому (Двоеслову) – Папе Римскому, занимавшему этот высокий пост с 540 по 604 год. Она проводится только во время Великого поста, а именно в среду, пятницу и еще в некоторые праздники, только если они не выпадают на субботу и воскресенье. По сути своей Литургия Преждеосвященных Даров является вечерней, и в ней соединено чинопоследование перед самым Святым Причастием.


Одной очень важной особенностью этого богослужения является то, что в это время может происходить Таинство Священства в сан дьякона, в то время как на двух других литургиях, Златоуста и Василия Великого, может быть рукоположен кандидат в сан священника.


Уроки православия: что такое божественная литургия


Чтобы узнать, что такое литургия по содержанию, необходимо получить общие представления о церкви, понимать азы православного христианства, знать, чем отличается Церковь от храма. Эти понятия не совсем тождественны.


Храм – это здание, где верующие собираются для молитвы, участия в богослужениях и молебнах. Церковь – более широкое понятие. Главным богослужением православной церкви является Божественная литургия.


Божественная литургия




Главным оно считается, потому что на этой церковной службе происходит великое Таинство Евхаристии, или Причастия.


По молитве священника хлеб и вино (Святые Дары) становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Слово в переводе с греческого означает – «совместное дело».


Впервые таинство Евхаристии совершил сам Господь перед тем, как Его предал один из учеников – Иуда Искариот.


Собравшись накануне крестных страданий вместе с апостолами, Христос, благословив и преломив хлеб с вином, завещал вкушать их в память о нем, тем самым оставив возможность соединяться с Ним через причащение святых Христовых тайн.


В церкви священником совершается это воспоминание. В одной из частей службы совершается литургия о здравии. Для болеющих христиан, не имеющих возможности посетить службу, это божественная помощь в духовном укреплении.


Важно! Перед Причастием обязательно Таинство Исповеди.


Последовательность литургии или ее чин формировались созвучно каждому историческому периоду, меняясь в зависимости от местности, но в точности сохраняя завещание Христа.


Во времена апостолов Евхаристия совершалась вместе с трапезой: христиане молились, беседовали о Боге, после вечери совершалось Таинство Евхаристии.




В современном чине на литургии трапеза отделена от священнодействия. Если храм имеет возможность кормить прихожан, то трапеза совершается после окончания службы.


Проводить литургическое священнодействие положено от рассвета до обеда.


Последовательность литургии в современном храме:


приготовление предметов для Таинства;
подготовка верующих – молитва, исповедь;
само Таинство и Причастие.

Божественная литургия в церкви проходит в три этапа:



проскомидия;
литургия оглашенных;
литургия верных.

Что происходит на литургии




Проскомидия означает приношение. Перед началом службы приносится хлеб и вино. Хлеб, приносимый на Таинство Евхаристии, называется просфорой. Готовится он из дрожжевого теста.


На проскомидии используют пять просфор как память о чуде насыщения Христом пяти тысяч человек. На просфоре написано Иисус Христос побеждает.


Для Причастия преломляют только один хлеб, так же, как это делал Иисус. Апостол Павел сказал: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Красное вино смешивается с водой, символизируя истечение крови и воды из тела Господа при распятии.


Интересно! Александро Невская Лавра: время осмотра мощей Николая Чудотворца


Последовательность на литургии проскомидии начинается во время чтения часов с возгласом «Благословен Бог наш». Часы – это богослужения из трех псалмов, стихов и молитв. Они посвящены обстоятельствам страданий Иисуса Христа. Что происходит на жертвеннике, в алтаре в это время?


Из просфоры агничной, для Причастия, священник специальным ножом (копие) делает надрезы в центре в форме куба. Эта частица называется Агнец, символизируя самого Христа как невинную жертву. Агнец снизу крестообразно надрезается, затем он протыкается копием с правой стороны.




Священник читает слова из Библии. Далее в специальный сосуд (потир) наливается вино с водой.


Последовательность каждого движения священника имеет символическое значение. Когда Агнец приготовлен, его кладут на дискос.


Вынимаются частицы из остальных просфор в честь Богородицы, Иоанна Крестителя, святых, мучеников, всех тех, кого поминает Церковь в этот день, а также родителей Девы Марии и святителя, чин которого служат священники. То есть служба может быть святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.


Важно! Расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса в Митино


Отличие богослужений апостольских времен от современной церковной практики только в текстах молитв. Но содержание литургии неизменно со времени пришествия Иисусу Христа.


Перед службой верующие подают записки с именами о здравии и упокоении православных людей. За них тоже вынимаются частички из просфор и кладутся на дискос. Последовательность происходит в строго определенном порядке.


Когда идет богослужение, запрещено самовольно вносить какие-либо изменения, нарушать порядок службы. Среди предметов Таинства есть звездица – она символ Вифлеемской звезды и креста. Ею священник накрывает Агнец на дискосе. Дискос обозначает пещеру и Голгофу.


Когда совершаются эти действия, священником совершается каждение. В окончании проскомидии звездица покрывается двумя покровцами, они символизируют рождественские пелены. И все вместе накрывается покровом побольше, который называется воздух.


Литургия оглашенных




Эта часть так называется, потому что на ней могут присутствовать как крещеные, так и готовящиеся принять Таинство Крещения. Их и называют оглашенными.


Последовательность литургии продолжается длительной молитвой – мирной ектиньей. Начинается она с призыва: «Миром Господу помолимся».


Все молятся обо всех сторонах нашей жизни. О мире в целом, о храмах, о служащих, жертвующих, путешествующих, болящих, плененных, то есть обо всех живущих.


В этой части службы каждый чувствует, что это такое – соборность, когда все вместе «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20).


После мирной ектеньи церковным хором попеременно поются псалмы. Они называются антифоны. Священником совершается вход с Евангелием и обращением «Премудрость, прости!».


В это время от верующих требуется максимальное внимание, как если бы сам Господь обращался к верующим. После краткой песни (тропаря), славящей Господа, Деву Марию или святых, начинается чтение книг Апостолов и Евангелия.


Последовательность литургии продолжает усиленная ектенья с поминовением имен в поданных записках. Служится литургия о здравии. В ней поминаются все священноначалие, власти и воинства. По ее завершении начинается поминание умерших христиан. В ней у Бога молящиеся просят милости за грехи умерших, помогая тем самым душам близких людей быть ближе к небесным обителям.


Завершается вторая часть ектиньей об оглашенных. Звучат слова: «Оглашенные, изыдите», готовящиеся к крещению выходят из храма. Значит, в службе начинается завершающий этап – литургия верных.


Важно знать! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново


Литургия верных




Последовательность этой части службы следующая:



переносятся Дары с жертвенника на престол;
верующие готовятся к освящению Даров;
освящаются Дары
верующие готовятся к Причастию и причащаются;
возносится благодарение Богу за Причастие и отпуст (завершение службы).

Как происходит эта часть богослужения? Момент, когда призываются силы небесные и воинство ангельское начинается с пения Херувимской песни.


Происходит соединение Церкви небесной и земной. Присутствующие в храме оставляют всю суету, обиды, вражду и молятся о спасении.


Освящение Святых Даров подготавливается просительной ектиньей. После неё все верующие поют «Символ веры», тем самым показывая торжественность службы. Эта молитва содержит все основные ценности и догматы православной церкви.


Важно! К Таинству Евхаристии нельзя приступать без благоговения и особого внимания.


Песнь «Милость мира» продолжает евхаристический канон. Во время песнопения священником над Дарами читаются евхаристические или тайносовершаемые молитвы. Помощник священника – иерей читает молитву благодарения. Громко вслух священник произносит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».


В молитвах вспоминается, как проходит Таинство Евхаристии. Какие благодеяния, дал людям Господь – возможность быть с Ним через причащение Святых Даров, жертва собственной жизни Христа за наши грехи, будущее Воскресение и спасение наших душ.


В эти воспоминания свершается освящение или претворение в Тело и Кровь Христовы – хлеба и вина. Священник читает три раза короткий тропарь из часов с прошением о схождении Святого Духа на Святые Дары, всех молящихся. Освящение завершается троекратным: «Аминь». Святые Дары это наша бескровная жертва «за всех и за вся» приносимая.


Прихожане соборно (вместе) читают главную молитву «Отче наш», завещанную самим Богом. Священник возглашает: «Святая святым!», напоминая о благоговейном состоянии, приступая к Таинству Причастия. После этого открываются царские врата, выносится Чаша.


Царские врата символизируют открытие гроба Господня, Святые Дары –Воскресение Господне. Читается специальная молитва перед святым Причащением. Прихожане молятся, смиренно осознавая свое недостоинство перед величием святыни и совершаемого Таинства.


Познавательно! Адрес и расписание богослужений в храме Вознесения Господня


Подавая записки о здравии на главное священнодействие, помните, что литургия о здравии помогает благодарным и богобоязненным людям.


Полезное видео: Святой отец коротко о литургии


Подведем итоги


К Причастию допускаются те, кто подготовился к Таинству Евхаристии: исповедался, молился по правилу ко Святому Причастию (оно есть в молитвослове), получил благословение священника.


Причастив верующих, священник освящает прихожан и переносит Чашу на жертвенник. Это символ последнего явление Спасителя апостолам и Его вознесение на небеса.


Завершается богослужение отпустом. В нем поминают Божию Матерь, святителя, в честь которого совершалась служба, святых храма и дня.



Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)