Дмитрий Долин
Опубликовано: 07:51, 06 сентябрь 2019
Кино

Лариса Шепитько: трагическая судьба талантливого режиссера

На 42 году жизни 2 июля 1979 года в автомобильной катастрофе на пустынной дороге оборвалась жизнь одной из редких женщин- режиссеров. Редких не только по тому, что женщина, но и по таланту, по ожиданию от нее творческих вершин и по уважению среди коллег у нас и за рубежом.
Лариса Шепитько: трагическая судьба талантливого режиссера

Лариса Шепитько

На 42 году жизни 2 июля 1979 года в автомобильной катастрофе на пустынной дороге оборвалась жизнь одной из редких женщин- режиссеров.  Редких не только по тому, что женщина, но и по таланту, по ожиданию от нее творческих вершин и по уважению среди коллег у нас и за рубежом.

В сущности это возраст расцвета творческих и человеческих сил. За спиной крепкая семья, муж - режиссер Элем Климов и сын Антон. В артистической среде очень мало семей, где живут два режиссера, оба самодостаточные, известные в этих кругах широко, помогают друг другу и живут счастливо. Но вернемся к началу жизни режиссера Шепитько Ларисы Ефимовны.

Начало пути

Кинорежиссер Лариса Шепитько
Кинорежиссер Лариса Шепитько

Ее путь начался 6 января 1938 году в г. Артемовск на Украине. Отец из семьи ушел и мать поднимала дочь одна. После окончания средней школы в 1955 году поступила во ВГИК, причем на режиссера с первого раза, чем удивила комиссию, рекомендовавшей ей с ее данными поступать на актерский факультет. Во время учебы снялась в эпизодах нескольких фильмов и показала себя вполне перспективной актрисой. Дипломную работу Лариса Ефимовна в 1963 году снимала в качестве режиссера студии Киргизфильм. Она сама написала сценарий по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».

Лариса Шепитько в молодости
Лариса Шепитько в молодости

В съемках на жаре, под палящем солнцем, хрупкая женщина отстояла свое право быть режиссером. Вся труппа тогда вместе в ней переболели во время съемок, кто болезнью Боткина, кто желтухой, однако работу не прекращали. В это время огромную помощь на грани жертвенности для любимой женщины проявил будущих муж Элем Климов, занимаясь монтажом ленты. Этот сюжет настолько укрепил будущую семью, что потом при всех взлетах и провалах она выстояла.

Признание


Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»
Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»

Дипломная работа , тот самый фильм «Зной», был удостоен как дебют премии в 1964г на фестивале в Карловых Варах. Однако первое большое признание принес следующий фильм «Крылья» снятый на киностудии Мосфильм в 1966 году. Не стандартный режиссерский подход и железную волю проявила Лариса Ефимовна, заставляя актеров бесчисленным количеством дублей погружаться в образы. Эта тирания принесла успех. После выхода фильма на экраны многие участники стали знамениты, а Майя Булгакова была признана лучшей актрисой года за свою роль.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»
Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»

Новаторство с привлечением большого количества непрофессиональных артистов в следующей картине «Родина электричества» зрители смогли оценить лишь через 20 лет. Цензура увидела в ней что-то, что порочило советскую власть.

Цветная музыкальная сказка «В тринадцатом часу ночи» с актерами первой величины того времени: Г. Вицыным, С.Мишулиным, В. Басовым и А.Папановым выйдя перед новогодними праздниками сделало этот фильм очень популярным, а имя режиссера очень известным не только в артистических кругах.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»
Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»

Затем был фильм «Ты и я» посвященный ее поколению тогдашних тридцатилетних интеллигентов. Рассказ о выборе жизненного пути, подмене высоких целей желанием комфорта получился искренним . В картине приняли участие А.Демидова, Ю.Визбор, Л.Дьячков. Этот фильм получил признание на фестивале в Венеции и был награжден медалью в конкурсе кино молодых авторов.

Наибольший успех принес ей фильм «Восхождение» в 1978 году с В.Гостюхиным и Б.Плотниковым по повести «Сотников» В. Быкова. Это вечная тема человеческих отношений – предательство, его происхождение и последствия. Картина заслужила главный приз «Золотой медведя» на фестивале в Берлине и различные премии. Ларису Ефимовну пригласили в жюри фестиваля следующего года.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»
Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»

Работая над сценарием по повести «Прощание с Матерой» В. Распутина Лариса Шепитько стала готовить киноэкспедицию на озеро Силигер, где собирались снимать этот фильм. Направляясь туда вся основа съемочной группы погибла в аварии: Лариса Шепитько- режиссер, Чухнов В. -оператор, Фоменко Ю.- художник и их помощники.

Ожидание результатов

Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»
Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»

Изучая ее биографию сложно отказаться от мысли, что здесь какая-то мистика. Волей случая, в ранней юности, попав на съемочную площадку фильма «Овод» она поняла и приняла свое призвание – стать режиссером кино. Девицы ее возраста и внешних данных в таком возрасте все-таки стараются себя показать, а не наказать.

Талантливый режиссер, мало того что полон идей и задумок, выполняет их через серьезные самоограничения и дисциплину. Но полностью реализоваться он может если обладает железной волей в управлении труппой актеров с их капризами, комплексами и обидами. Она решительно, очень рано, взвалила не себя этот крест и любые ожидания достижения вершин от нее были оправданы.

Сценарии


Лариса Шепитько
Лариса Шепитько

Первоисточники сценариев, по которым она работала - это такой букет классиков советской литературы: А.Платонов, В. Распутин, В.Быков, Ч. Айтматов. Ее переработка материала настолько органично срослась с произведениями авторов, что при повторном прочтении работ этих писателей из книг выходят образы экранизированные по сценариям Шепитько. Это самая высокая для сценариста оценка – когда нет зазора между героем книги и его экранным воплощением.

Актёрские работы


Лариса Шепитько

В качестве актрисы Лариса Ефимовна снялась в четырех эпизодах различных фильмов. Даже в знаменитом фильме «Карнавальная ночь», будучи яркой женщиной с несомненным талантом актрисы, на фоне целого созвездия прекрасных женщин, она со своим эпизодом не затерялась. Однако были и вполне полноценные роли в двух фильмах в 1960 году - Нина в "Обыкновенной истории" и Ганна в "Таврии". В них молодая женщина проявила себя вполне состоявшейся, зрелой актрисой.

Лариса Шепитько и Элем Климов
Лариса Шепитько и Элем Климов

Несомненно Шепитько Л.Е. режиссер мирового уровня судя по работам, наградам и тем именам, общение с которыми на равных считалось высшим признанием в их среде. Дружба с Милошем Форманом, Френсисом Копполой и Бернардом Бертолуччи говорит о многом. С Лайзей Минелли и Мартином Скорцезе дружили практически семьями. Как говорят легенды, Ф. Коппола обсуждал с ней варианты своего фильма «Апокаллипсис» и ценил ее мнение как высокого профессионала. Очень жаль на взлете оборвалась жизнь талантливого человека, который нашел себя в этой жизни, и мог принести много искусству кино и всем нам.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)